Елена Фурман — руководитель и финансовый директор компании «Финансовая экспертная группа» с опытом работы более 19 лет. Елена 7 лет помогает предпринимателям выстраивать финансовый учет и за это время собрала 150+ финансовых моделей, описала 85+ бизнес-планов и реализовала 175 проектов по систематизации управленческого учета.
Что такое золотое правило экономики
Звучит довольно сложно и как-то абстрактно, но только на первый взгляд — дальше вы в этом убедитесь. Но сначала, давайте определимся, зачем вам вообще всё это нужно.
Золотое правило экономики — это самый верный и простой способ оценить финансовое состояние бизнеса и определить есть ли у него будущее. Разобравшись с ним однажды, вы научитесь:
- легко видеть взаимосвязь ключевых финансовых показателей
- понимать их влияние на эффективность бизнеса
- принимать качественные управленческие решения.
Золотое правило экономики представляет собой неравенство, которое имеет вид:
Т ПРИБЫЛИ > Т ВЫРУЧКИ > Т АКТИВОВ > 100 %
Т — темп роста, то есть отношение значения показателя в текущем периоде к значению этого же показателя в предыдущем периоде.
Например, чтобы рассчитать темп роста прибыли, нужно сумму прибыли за месяц разделить на сумму прибыли предыдущего месяца. Это и будет Т ПРИБЫЛИ. Если вы хотите рассчитать показатели квартала или года, то просто берете суммы за выбранный период.
Аналогично проводится расчет темпа роста выручки и темпа роста активов. После такого вычисления, все показатели вы получаете в процентах.
Анализ результатов согласно золотому правилу экономики
Согласно золотому правилу экономики, работу компании можно считать эффективной, а бизнес растущим, если соблюдаются следующие условия:
- Темп изменения прибыли выше 100%, т. е. наблюдается ее прирост.
- Темп роста прибыли выше темпа увеличения выручки.
- Темп увеличения выручки выше темпа прироста активов.
Все показатели должны быть больше 100%, но самым большим — темп роста прибыли.
Вот и всё 😉
И теперь, когда мы разобрались с золотым правилом, самое время ответить на вопрос: почему прибыль должна расти быстрее выручки.
Почему прибыль должна расти быстрее выручки
Перед тем как перейти к деталям, согласуем терминологию:
- Продажами и выручкой мы называем не суммы предоплат, которые нам перечислили клиенты, а сумму отгрузки товара или сумму закрытых актов за отчетный месяц.
- Под прибылью понимаем чистую прибыль, то есть прибыль после всех признанных расходов, которые относятся к отчетному периоду, начисленных налогов, процентов по кредитам и амортизации. Здесь речь также не про деньги, а про начисления, поскольку отчет о прибылях и убытках мы собираем методом начисления без налога НДС.
Читайте также: Кассовый метод и метод начисления — в чем разница
Многие предприниматели считают, что больше продаж = больше прибыли. Но для эффективной работы компании должно выполняться золотое правило, то есть рост прибыли должен быть выше, чем рост выручки. Если этим процессом не управлять, расходы растут быстрее, а прибыль падает.
Почему так происходит? Ведь, казалось бы, больше производим — больше продаем — больше денег имеем. Но количество денег не является показателем эффективности бизнеса. О результативности бизнеса можно судить по показателям чистой прибыли, а потерять прибыль при увеличении объема продаж легко. Как это происходит?
При увеличении объёма продаж, увеличивается себестоимость, ведь для реализации бóльшего количества товаров или услуг требуются дополнительные затраты: больше персонала, аренда помещений большей площади, офисов, покупка нового оборудования и т.д. Эти новые издержки съедают часть прибыли.
После проведенного финансового анализа, были получены следующие результаты:
А так выглядит финансовый результат в виде графика:
Темп роста расходов превысил темп роста выручки, что не позволило компании увеличить прибыль.
Чтобы понять, где именно произошел рост расходов, нужно провести анализ изменения себестоимости товара.
По результатам анализа видим, что себестоимость выросла. Поставщик цены не повышал, но зато заметно увеличились транспортные расходы — грузов стало больше, поэтому потребовался автомобиль большей грузоподъемности или доставка осуществляется чаще.
Помимо этого, при увеличении объема продаж наблюдается снижение отпускной цены для привлечения клиентов. Повышение арендной платы, затраты на рекламу и зарплата нового работника съели еще часть прибыли. Также важно учитывать, что возрастают налоги, и смотреть за счёт каких средств было приобретено новое оборудование: если это кредит — в итоге сумма прибыли сократится еще больше. Таким образом, для данной компании увеличение объема продаж обернулось потерей прибыли.
Собственник, который знает о золотом правиле экономики и умеет его использовать, таких ситуаций не допускает. А если что-то подобное и происходит — понимает, на какие показатели влиять, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения финансового состояния компании.
Читайте также: Топ-3 сервисов для ведения финансового учета: плюсы, минусы, кому подойдут
Подведем итог
Повышать объем продаж для масштабирования бизнеса можно и нужно, но грамотно, с проведением предварительных расчетов через построение финансовой модели. Пока объем продаж перевешивает снижение прибыли на одну единицу товара, компания работает эффективно. Очень важно не упустить этот момент, когда дальнейший рост продаж приведет к потере прибыли, иначе незапланированные издержки будут подъедать прибыль и рано или поздно приведут бизнес к краху.