Почему бизнес — как пустая квартира

Представьте: вы въезжаете в просторную, но пустую квартиру. Мебели почти нет, и вы начинаете складывать вещи на полу и подоконниках — сначала всё аккуратно, в один ряд. Но вещей прибавляется, а мест для хранения — нет. Начинается импровизация: кучки, слои, стопки и логика, известная только вам. А потом кто-то случайно задевает заботливо сложенные вами вещи, кучка разваливается и наступает...хаос.

В какой-то момент вы понимаете: так больше нельзя. Нужно или переезжать и начинать заново, или, наконец, купить шкафы и рассортировать накопленное. Выбросить нельзя — есть правило: хранить минимум 5 лет. Масштаб работы впечатляющий — на наведение порядка придется потратить недели, а может даже месяцы.

А всего-то надо было спланировать:

  • где и что будет лежать,
  • под какие типы вещей нужна мебель,
  • по какой логике те или иные предметы размещаются в шкафах.

Сначала шкафы и полки были полупустыми, но со временем наполнились бы. И никакого бардака!

С бизнесом все аналогично: сначала у вас полторы операции, которые вы заботливо вносите в таблицу или держите в голове. Потом бизнес растет, появляются новые юридические лица, ИП, увеличивается количество операций и всё это хранится «кучками» и «слоями». Без системы, логики и прозрачности.

При отсутствии достоверных финансовых данных руководитель регулярно задается вопросом: «Куда деваются деньги?» и не находит на него ответа. В тот момент, когда приходит понимание, что нужен порядок в финансах, навести его становится уже крайне непросто.

Чем раньше в компании появляется управленческий учет, тем вам проще сразу соблюдать порядок, не создавая слои, кучки, стопки и другие сущности, найти ответы в которых невозможно.

Зачем управленческий учет, если есть бухгалтерский

Есть три типа учета:

  • налоговый,
  • бухгалтерский,
  • управленческий.

Первый, налоговый, нужен, чтобы проверяющие органы не сердились. Второй, бухгалтерский, находится в открытом доступе и им пользуются все заинтересованные лица от государственных до потенциальных контрагентов. Третий — чтобы предприниматель видел абсолютно честную картину происходящего.

Говоря об управленческом учете, мы не говорим о чем-то незаконном. Все дело в том, что и бухгалтерский, и, особенно налоговый учет, сильно регламентированы. Пусть безобразно, зато единообразно. Заказчик этих учетов — государство, и правила им же утверждены. Есть возможности выбора (например, выбрать УСН «Доходы» или «Доходы минус расходы»), но возможности эти четко ограничены.
Наталия Морозова
эксперт-консультант по финансам, автор книги «О финансах легко и непринужденно» и других

Заказчик управленческого учета — собственник бизнеса, и он сам определяет правила, например, решает в какой валюте вести управленческий учет, выделять или нет НДС в доходах и расходах, и многое другое. Все правила закрепляются в учетной политике для управленческого учета и, конечно, никогда не совпадут с официальными, хоть что-то, но будет отличаться.

И налоговый, и бухгалтерский учеты нужны, но только управленческий помогает управлять бизнесом, видеть ответы на главные вопросы и принимать решения.

Представьте приборную панель самолета: она показывает высоту, курс, остаток топлива и подает сигнал при неисправности. Именно по этим сигналам пилот принимает решения, спасающие жизни.

У нас была история — летели с друзьями на Кубу, и через два часа самолет развернулся в Москву. Причина — система вовремя заметила сбой. Думаю, аналогия понятна.
Наталия Морозова
эксперт-консультант по финансам, автор книги «О финансах легко и непринужденно» и других

Грамотно организованный управленческий учет — это приборная доска для бизнеса. Он помогает получить показатели, которые покажут:

  • насколько эффективен бизнес в целом и его направления;
  • как работает капитал и люди;
  • может ли компания генерировать «живые деньги»;
  • устойчив ли бизнес.

Показатели рассчитываются на основании управленческих отчетов — ДДС, ОПиУ и баланса. Каждый из них отвечает на вопросы, озвученные выше.

Отчетов может быть значительно больше, но эти три — обязательны для любого бизнеса, без них не обойтись.
Наталия Морозова
эксперт-консультант по финансам, автор книги «О финансах легко и непринужденно» и других

На основе этих трех отчетов можно:

  • Проводить горизонтальный анализ, сравнивая одни и те же показатели в разные периоды, например, помесячно. Так вы сможете видеть, куда движется компания.
  • Делать финансовые модели, рассматривать различные сценарии и заранее продумывать управленческие решения для пессимистичного сценария.
  • Анализировать ключевые показатели. Можете выбрать несколько, которые станут для вас «сигнальными». Вы сами назначите их предельные значения и выход за них, будет означать, что загорелась красная кнопка на панели управления, а значит вам, как собственнику, надо срочно влиять на ситуацию. Возможность быстрого реагирования на возникающие негативные факторы, полезна как для сохранения бизнеса, так и для сохранения собственных нервных клеток.

Если хотите почитать про управленческие отчеты больше, вот несколько статей из журнала «Котлета»:

А если хотите познакомиться с отчетами на практике, попробуйте сервис управленческого учета Adesk. После простой регистрации у вас будет 14 дней бесплатного доступа к ДДС, ОПиУ и Балансу, а также другим инструментам, которые помогают предпринимателям бороться с хаосом и принимать управленческие решения. Ссылка на регистрацию →