Что такое управленческий учет

Управленческий учет — это внутренняя аналитика бизнеса, помогающая предпринимателю понять, что происходит с деньгами, ресурсами и результатами.

Цель управленческого учета — собирать данные для эффективного управления бизнесом.

Основные задачи:

  • Планировать финансы, чтобы заранее знать, когда и для чего нужны деньги, избегать кассовых разрывов и успевать подстраховаться в случае форс-мажоров.
  • Контролировать расходы, чтобы быть в курсе всех трат, начиная от крупных закупок до копеечных комиссий, которые можно легко упустить из виду.
  • Анализировать прибыль и убытки, чтобы видеть, какие направления и клиенты бизнеса приносят прибыль, а какие работают в минус.
  • Оценивать стабильность бизнеса и эффективность сотрудников, чтобы понимать, как работают отделы, справляется ли команда с задачами и нужно ли вносить корректировки в стратегию или создавать новую.

Читайте также: Зачем малому бизнесу считать деньги и причем тут пустая квартира

Чем отличается управленческий учет от бухгалтерского

  • В управленческом нет строгих правил, форм и требований. Предприниматель сам решает, как вести учет. Бухгалтерский регламентирован и вести его нужно строго по нормам, установленным государством.
  • Управленческая отчетность — только для внутреннего пользования или предоставления инвесторам и партнерам. Бухгалтерская — для ФНС и других контролирующих органов.
  • Управленческий учет ведут с целью понимать, что происходит в бизнесе, а бухгалтерский — для отчета перед государством и корректной уплаты налогов.

Читайте подробнее: В чем разница между бухгалтерским и управленческим учетом

Какие отчеты входят в управленческий учет

Три главных отчета для предпринимателя:

  • Отчет о движении денежных средств показывает, откуда пришли деньги и куда были направлены.
  • Отчет о прибылях и убытках показывает, сколько заработали и сколько потратили, чтобы получить эту прибыль.
  • Баланс показывает актуальные данные о наличии активов и долгов бизнеса.

Помимо базовых отчетов, в управленческом учете используют и другие инструменты. Например, отчет об обязательствах или о рентабельности проектов. А еще — профильные: в строительстве — ЛУС по объектам, в производстве — отчет о работе оборудования, в агентствах — отчет о загрузке команды.

Читайте также: 3 управленческих отчета, без которых не построить бизнес

Как начать вести управленческий учет: пошаговый план

Шаг 1: определите цель — зачем вам нужен этот учет, например, хотите следить за прибылью, сократить расходы или наладить управление долгами. Без цели легко запутаться и все бросить в самом начале.

Шаг 2: разделите цель на маленькие задачи и определите инструменты, которые будете использовать. Их много и все они важны, но начинать лучше постепенно — так ниже риск, что вы забросите это дело. Например, если хотите избежать кассовых разрывов — используйте платежный календарь, чтобы следить за тратами — внедряйте ДДС, а развивать компанию поможет финансовая модель.

Шаг 3: определите порядок действий, в котором прописано, что вы внедряете, с какой последовательностью и к какому сроку. Это покажет, за что хвататься в первую очередь и не даст запутаться.

Шаг 4: анализируйте результаты и опирайтесь на данные учета, принимая решения.

Читайте подробнее: Внедряем управленческий учет с легкостью

Какие ошибки совершают предприниматели при учете финансов

Не платят себе зарплату, чем искажают реальную картину рентабельности и оценку положения дел в компании.

Отказываются от проектов без мгновенной прибыли, хотя иногда работа «в ноль», например, с крупным брендом, укрепляет репутацию и обеспечивает кейсами, которые приводят новых клиентов.

Замораживают деньги в товарах и запасах, которые долго лежат на складе и не приносят денег.

Не следят за дебиторкой, увеличивая шансы на возникновение кассовых разрывов и перехода дебиторки из статуса «просроченной» в статус «безнадежной», которую вернуть уже нельзя.

Не формируют резервы, которые позволяют избежать пауз в работе и сохранить устойчивость бизнеса, при возникновении непредвиденных ситуаций.

Нужно ли вести управленческий учет, если есть бухгалтер

Да. Бухгалтер ведет учет для налоговой, предприниматель — для себя. Отчеты могут быть похожи, но для собственника ценнее содержание именно управленческой аналитики.

Читайте также: Почему нельзя доверить управленческий учет бухгалтеру: 5 причин

Сколько стоит внедрить управленческий учет и как это сделать

Бесплатно. Если вы только начали бизнес, у вас небольшая команда и мало операций, можно использовать Excel или Google Таблицы.

От 1 640 ₽ в месяц. Если вы решили воспользоваться автоматизированными инструментами, как облачный сервис Adesk, которые облегчают ведение учета и минимизируют вероятность ошибок и путаницы.

От 100 000 ₽ в месяц. Если вы решили делегировать учет специалисту и нанять финансового менеджера/директора, но в отчеты все равно придется заглядывать, чтобы быть в курсе событий.

Читайте также: Кому поручить финансовый учет, если хочется сэкономить и принимать управленческие решения без ошибок

Какие инструменты помогут с ведением управленческого учета

Таблицы: Excel или Google. Это бесплатно, просто и подходит для старта. Есть риск, что учет будет занимать много времени из-за ручного ввода данных и необходимости постоянных сверок, а с ростом компании и вовсе превратится в хаос.

Adesk. Облачный сервис для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Подтягивает данные с расчетных счетов, автоматически собирает ДДС, ОПиУ, баланс, дает аналитику и предупреждает о кассовых разрывах. Есть бесплатный период — 14 дней, для новых пользователей. Для получения доступа, нужно пройти простую регистрацию.

1С. Подходит компаниям с более сложной структурой и запросом на углубленную аналитику. Часто используется в связке с другими сервисами, не только для бухгалтерии — управленку тоже можно настроить. Но для работы потребуется приобрести лицензию и привлечь специалиста, который все настроит и подключит. А еще в штате лучше иметь программиста, который поможет, если что-то пойдет не так.