Шаг 1. Определите, зачем вам управленческий учет

Управленческий учет помогает выявить разные проблемы в компании, найти пути их решения и, конечно, зарабатывать больше. Но если хвататься сразу за все: скачать кучу табличек, руководств и попытаться их внедрить, через пару дней вы забросите эту идею — будет сложно и непонятно. Действовать лучше поступательно. И начать стоит с определения целей управленческого учета.

С чем может помочь управленка:

  • Понять, сколько зарабатывает ваша компания и зарабатывает ли вообще, и определить доходность разных проектов и направлений.
  • Рассчитать точку безубыточности — сколько должна продавать компания, чтобы выйти в ноль.
  • Разработать стратегию развития — найти возможности масштабирования компании и роста прибыли.
  • Узнать, как собственнику выводить больше дивидендов без ущерба для бизнеса.

Шаг 2. Решите, какие показатели будете анализировать 

Финансовый учет часто перестают вести еще в самом начале, потому что сложно разбираться во всех этих отчетах и таблицах. Надо понять, что и как заполнять и что значат все эти результаты.

Все будет значительно проще, если разделить крупные задачи на более мелкие и подобрать инструменты под каждую из них.

Например, вам нужен управленческий учет, чтобы выводить больше дивидендов. С какой стороны подступиться к такой цели, непонятно. Чтобы появилось понимание, разбейте задачу на несколько частей и определите нужный инструмент для каждой. Например:

Задача 1: предотвратить кассовые разрывы — внедряем платежный календарь.

Задача 2: наладить работу с задолженностями — внедряем учет обязательств.

Задача 3: оптимизировать расходы — внедряем отчет о движении денежных средств.

А затем выполняйте каждый пункт. Когда все мелкие задачи будут сделаны, можно оценивать результаты – получилось ли стабилизировать состояние компании, увеличилась ли чистая прибыль, можно ли выводить больше дивидендов. 

Внедрять управленческий учет советуем с отчета о движении денежных средств, ДДС — это универсальный инструмент. Не имеет значения, хотите вы увеличить прибыль или разработать стратегию развития — если не понять, на что тратит компания и с чего зарабатывает, добиться цели не получится. В ДДС отображаются все операции по приходам и расходам компании с разделением на статьи или группы статей. 

После ДДС внедряйте другие инструменты управленческого учета. А какие выбрать, зависит от ваших задач.

Шаг 3. Составьте дорожную карту внедрения инструментов 

Сейчас у вас готовы цели, которые вы разбили на мелкие подзадачи. Но скорее всего, вы до сих пор не понимаете, за что хвататься — это нормально 🙂

Настало время составить дорожную карту и отразить в ней порядок, сроки и пути внедрения инструментов.

Если вам нужна финансовая модель, то план может быть таким:

  1. Скачать шаблон финансовой модели. Это можно сделать бесплатно по ссылке.
  2. Запросить данные у отделов маркетинга, продаж и финансового директора.
  3. Внести данные в шаблон и проанализировать показатели.

А если вы решили подготовить отчет о движении денежных средств, то для этого нужно:

  1. Взять выписку из банков за последний месяц.
  2. Создать структуру расходов и доходов.
  3. Распределить все траты и поступления по созданным статьям и группам.

Всю информацию о том, как правильно составить отчет ДДС, мы собрали в бесплатном гайде — его можно скачать тут.  

К каждой задаче не забудьте добавить срок выполнения. Без дедлайна есть соблазн растянуть внедрение управленческого учета на месяцы, а может и на годы — сроки же не горят.

Отчет ДДС, как и другие инструменты управленческого учета, можно составить в таблицах или специальном сервисе. На фото выше — отчет ДДС в Adesk. Разные подходы к визуализации позволяют увидеть финансовую картину с разных сторон и принимать действительно верные решения

 Шаг 4. Проанализируйте показатели

Как только вы внедрили нужные инструменты управленческого учета, начинается самое интересное — анализ результатов.

Например, вы собрали в таблице отчет ДДС и теперь регулярно вносите туда все перемещения средств по счетам. А в конце месяца смотрите в отчет и видите:

  • Затраты на содержание офиса поглощают большую часть выручки.
  • Много денег пришло с продажи товаров, а оказание услуг почти ничего не принесло.
  • Выручка была неплохой, но и расходы в этом месяце больше, чем обычно.

На основании этих выводов можно принимать решения. Например:

  1. Пересмотреть расходы на офис: не закупать такой дорогой кофе или перевести часть работников на удалёнку.
  2. Выяснить у отдела продаж, почему услуги не принесли дохода. Возможно, сотрудники плохо работали из-за слабой мотивации, или услуги просто не востребованы на рынке.
  3. Планировать расходы и поступления, чтобы избежать кассовых разрывов, а также аккумулировать финансы для резервов.

Cо всеми остальными инструментами алгоритм тот же: выбираете нужный, применяете, начинаете анализировать и потом принимаете решения, которые помогут достигнуть поставленных целей управленческого учета.