Бухгалтерский учет — очень важный инструмент, как минимум потому что он позволяет предпринимателю оставаться в правовом поле и не вызывать лишних вопросов от государственных органов. Обычно его необходимость объяснять не приходится – все и так всё понимают. 

С управленческим учетом сложнее по несколькими причинам и самая важная из них — непонятно зачем вести еще какие-то отчеты, если есть бухгалтер, занимающийся тем же самым. 

На самом деле, эти два вида учета — совершенно про разное. Дальше мы сравним бухучет и управленку по нескольким критериям:

  • Назначение
  • Возможности
  • Доступ к данным
  • Консолидация данных
  • Практический смысл
  • Уровень детализации.

Назначение

Бухгалтерский учет — основа отчетности о хозяйственной деятельности предприятия, строго регламентированная государством. Нужен он по большей части для отчета перед государственными органами, например, налоговой. При этом сами налоговые декларации — это не бухучет, как многие считают. 

Управленческий учет — учет для собственника компании и инвесторов, то есть для внутреннего пользования. Цель управленческого учета — показать собственнику или партнерам, что происходит с финансами компании, дать возможность оперативно принимать решения и минимизировать риски. Вести такой учет можно в любом формате, удобном собственнику или руководителю. 

Возможности

Возможности бухгалтерского учета определяются его целями — собрать подтвержденную информацию о деятельности компании и на ее основе составить отчеты для государственных органов. 

Возможности управленческого учета тоже определяются целями, но список тут выходит далеко за пределы «собрать отчеты, потому что нужно». 

Управленческий учет поможет:

  • Анализировать компанию с любой стороны и принимать решения, основанные на данных, отражающих текущее финансовое положение дел. 
  • Вовремя замечать слабые места, чтобы оперативно устранять любые проблемы и увеличивать прибыль. 
  • Предсказывать будущее компании и последствия принимаемых решений. Например, можно заранее предугадать, что будет, если собственник заберет дивиденды прямо сейчас или вложит деньги в масштабирование. 

Допустим, в компании часто случаются кассовые разрывы — что делать? Посмотреть в отчет ДДС и платежный календарь, чтобы выявить и устранить причину нехватки денег. В том же отчете ДДС, который ведет бухгалтер, вы ответов не найдете. А платежного календаря у специалиста и вовсе нет. 

Еще не ведете отчет о движении денежных средств? 😱

Скачайте наш бесплатный гайд по составлению отчета ДДС и начните управлять финансовыми потоками своей компании.

Доступ к данным

Бухгалтерский учет — это открытая информация, причем часто вообще для всех (например, если ваша организация работает в статусе ПАО). К бухгалтерской отчетности компаний обращаются налоговые органы, службы статистики, поставщики. Если к вам приедет налоговая проверка, вы не сможете сказать: «извините, это коммерческая тайна».

Управленческий учет — это информация для собственника и лиц, которым он доверяет. Вести такой учет не обязательно, поэтому вы можете не показывать его статистам или представителю налоговой службы. Часто управленческий учет в компании — коммерческая тайна и доступ к нему имеют только определенные люди, например, собственник, финансовый директор и инвестор. 

Консолидация данных

Нередко компании состоят не из одного юридического лица, а из нескольких. Нормы бухгалтерского учета обязывают вести отчетность по каждому юрлицу отдельно. Это не позволяет посмотреть на бизнес целиком – приходится анализировать информацию по отдельности или вручную собирать какой-то консолидированный отчет. 

В управленческом учете сводится информация по всем объектам внутри компании с необходимой степенью детализации. Если использовать для управленческого учета специальный сервис, например, Adesk, вы сможете смотреть данные по всему бизнесу или по отдельным юридическим лицам и направлениям — в зависимости от целей анализа. 

Скорость принятия решений

Бухгалтерский учет собирается согласно требованиям законодательства по итогам определенного периода и не отражает, что происходит с компанией в текущем моменте. На его основе можно принимать какие-то решения, однако оперативными их точно назвать нельзя. Например, собственник может заметить падение чистой прибыли и посмотреть, почему это произошло, чтобы не допустить повторения ситуации в следующем периоде. Но предугадать и спрогнозировать какие-то финансовые аномалии не получится. 

Управленческий учет — это отчетность в режиме реального времени. Руководитель компании может посмотреть не только, что происходило в компании в прошлом, но и проанализировать текущее состояние или даже спрогнозировать будущее. Скорость принятия решений тут гораздо выше, так как данные собираются не по факту, а в процессе. 

Детализация данных

Бухгалтерский учет — это формализованные  цифры, собранные в отчет по строгим правилам, придуманным государством, поэтому о гибкости в случае с бухучетом говорить не приходится. Углубленные данные, аналитика, детали – всё это искать в бухгалтерских отчетах практически бесполезно. Попытаться можно, но на успех особо не надейтесь — бухучет подгоняется под требования закона, а не под задачи собственника бизнеса. 

Часто разобраться с бухгалтерской отчетностью может только бухгалтер. Ну и сотрудники государственных служб. 

Управленческий учет позволяет проводить углубленную аналитику, потому что объектами анализа становятся не только деньги и их перемещение, как в бухучете. С помощью управленки можно оценить эффективность всей компании, отдельных товаров, сотрудников, отделов, проектов, клиентов, проанализировать прибыль и ее источники, определить безопасную сумму дивидендов и так далее. Управленческий учет дает собственнику практически неограниченные возможности аналитики и базу для принятия решений. 

Такая гибкость и детализация позволяют, например, вовремя отказываться от нерентабельных направлений — так было в компании Trafficmall. Почитайте — это интересный опыт, который поможет избежать вам ошибок. 

Подведем небольшой итог

Бухучет не заменяет управленческий, ровно как и управленческий не отменяет важности бухгалтерского. У них разные цели, задачи и способы реализации. И если первый нужен больше для контролирующих органов, то второй — для вас, как руководителя или собственника бизнеса.