Зачем онлайн-школе вести управленческий учет

Управленческий учет — это инструмент для контроля финансов и принятия решений в бизнесе. В отличие от бухгалтерского учета, который обязателен для большинства компаний и необходим для отчетности перед госорганами, управленческий учет нужен самим предпринимателям. Он помогает понять, сколько зарабатывает компания, на что тратит, как увеличить прибыль и сократить издержки.

Внедрив управленческий учет, собственник онлайн-школы сможет:

  • Оценить рентабельность: сколько денег заработала вся школа, отдельное направление и каждый конкретный курс. С помощью финансовых отчетов можно сравнить показатели и масшабировать то, что приносит больше прибыли.
  • Рассчитать, сколько нужно денег на запуск нового потока: управленческие отчеты покажут, сколько онлайн-школа тратит на создание и продажу инфопродуктов. Опираясь на точные цифры, спланировать следующие запуски будет проще.
  • Планировать доходы и расходы, чтобы избежать кассовых разрывов: не у всех онлайн-школ есть продукты, которые приносят стабильный доход. Многие делают запуски 2–3 раза в год, а значит, выручка поступает неравномерно. Чтобы избежать ситуации, когда нужно платить по счетам, а денег в кассе нет, важно заранее посчитать все расходы: на маркетинг, оплату экспертов, запись курсов и другие затраты.
  • Выводить дивиденды без ущерба для бизнеса: управленческий учет помогает понять, какую часть прибыли можно забрать себе, а какую — оставить на развитие или отложить на несезон.

Как наладить управленческий учет в онлайн-школе

Внедрение управленческого учета в онлайн-школе стоит начать с четырех инструментов: ДДС — отчета о движении денежных средств, ОПиУ — отчета о прибылях и убытках, учета сделок и платежного календаря.

Отчет о движении денежных средств отвечает на вопросы, касаемые движения денег. ДДС покажет, сколько денег поступило, на что их потратили, сколько осталось на счетах на конец месяца.

Читайте также: Что такое отчет ДДС и как его составить, если вы не бухгалтер

Важно: отчет показывает зачисления денег и траты, а не прибыль и выручку. Чтобы понять, сколько денег зарабатывает онлайн-школа, нужно смотреть в отчет ОПиУ.

Отчет о прибылях и убытках показывает, сколько зарабатывает и тратит онлайн-школа, какие курсы наиболее прибыльны, а какие — убыточны. Это помогает оценить рентабельность каждого направления и рассчитать чистую прибыль компании.

Читайте также: Отчет о прибылях и убытках: полный гайд

Учет сделок показывает, сколько денег принес онлайн-школе конкретный клиент, а также доходы и расходы по всем продуктам. Если не вести учет сделок, компания может незаметно для себя продолжать работать над убыточными проектами вместо того, чтобы масштабировать лучшие и извлекать больше прибыли.

Чтобы понять, какие курсы приносят наибольший доход, а какие работают в минус — начните вести учет сделок. Если клиентов много, лучше делать это в специальных сервисах — так риск запутаться в цифрах ниже.

В Adesk вы можете вести проектный учет, правильно признавать выручку, следить за рентабельностью и обязательствами. В себестоимость сделки можно заложить гонорар экспертам, дизайнеру, продюсеру, затраты на маркетинг, интернет-эквайринг и другие расходы. Это позволит понимать затраты на каждый курс, определить самые прибыльные продукты и отказаться от убыточных.

Платежный календарь поможет спланировать доходы и расходы. В нем можно фиксировать даты и суммы ожидаемых поступлений, затраты на маркетинг, зарплаты сотрудников, оплату платформы для организации обучения и иные расходы. Это поможет избежать кассовых разрывов и четко понимать, сколько денег отложить на новые запуски.

Читайте также: Кассовые разрывы в бизнесе: как избежать с помощью платежного календаря Adesk

Как работать с отчетами

  1. Cначала важно провести аудит — проанализировать, какие данные уже есть в компании, и определить ключевые показатели, с которыми нужно работать в первую очередь.
  2. Собрать все расходы и поступления на счета компании, сгруппировать по статьям и занести в отчет о движении денежных средств.
  3. Начать вести учет сделок: отнести клиентов к курсам, которые они проходят, и зафиксировать, сколько денег принес каждый. Если образовательных продуктов несколько, разделить прямые расходы между ними и отдельно вывести косвенные расходы, связанные с работой всей онлайн-школы.
  4. Раз в месяц составлять отчет о прибылях и убытках. Он поможет определить, какие курсы приносят больше выручки, какие меньше, а какие и вовсе убыточны. Благодаря этому можно выявить самые рентабельные курсы и сделать упор на них.

После составления ОПиУ владелец онлайн-школы увидит, сколько денег заработали на предыдущих потоках и какие были расходы. Эти цифры можно использовать для планирования будущих запусков.

Если разбираетесь в таблицах, можете составить такой отчет в них, а если хотите сберечь время и нервы — попробуйте Adesk. Сервис составит ОПиУ автоматически на основе внесенных данных и актуальный отчет всегда будет под рукой.

Финансовые ошибки собственников онлайн-школ и как их избежать

Не учитывать сезонность. Выручка многих онлайн-школ зависит от сезона. Например, онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ простаивают летом, так как в это время спрос на обучение минимальный из-за каникул. А платить зарплаты педагогам, методистам и тратить деньги на рекламу нужно постоянно. Из-за этого в низкий сезон может возникнуть кассовый разрыв, который владельцам придется покрывать из своего кармана, брать займ или кредит.

Создавать фонды и откладывать в них часть прибыли на несезон. Фонды — это «копилки», в которые можно откладывать часть прибыли на развитие и поддержку работы компании, выплаты дивидендов, а также на формирование финансовой подушки, чтобы денег всегда хватало на оплату постоянных расходов.

Выводить дивидендов больше чистой прибыли. Некоторые собственники забирают дивиденды не из чистой прибыли, а из операционной. То есть кладут в карман деньги, которые должны пойти на зарплаты педагогам и методистам или на оплату платформы для организации онлайн-обучения.

Забирать ту сумму, которая остается после вычета расходов. Безопасно для бизнеса можно вывести только ту сумму, которая останется после вычета всех расходов, налогов и амортизации. Посмотреть, сколько заработали «чистыми» можно в отчете ОПиУ.

Признавать выручку кассовым методом. Например, клиент оплатил 5-месячный курс по психологии, и онлайн-школа признала выручку, как только деньги поступили на счет.

Такой подход искажает реальное финансовое положение. Отчеты покажут рост прибыли потому, что выручку онлайн-школа признала за пять месяцев, а расходы зафиксировала за один. При том что траты по этой сделке будут не только в первый месяц, но и в течение следующих пяти.

Онлайн-школе можно признавать выручку кассовым методом, если клиент сразу получает доступ к продукту. Например, онлайн-школа по рисованию продает курс в записи для самостоятельного изучения. Выручку признают кассовым методом, так как клиент после оплаты курса получает доступ ко всем обучающим видео.

Признавать выручку методом начисления. Деньги, полученные от клиента, стоит признавать выручкой в тот момент, когда выполнили обязательства. Например, онлайн-школа продает курс по управлению проектами, который длится 12 месяцев и состоит из 12 обучающих модулей. Каждый месяц ученик проходит по одному модулю. Соответственно, признавать выручку можно помесячно, по мере прохождения курса.

Другая ситуация: онлайн-школа музыки продает курсы, которые длятся один месяц. В таком случае выручку можно признавать не частями, а сразу после завершения курса.

Считать авансы своими деньгами. Тут есть подвох: клиент может оплатить обучение, а потом по какой-то причине попросить вернуть деньги. Например, не понравилась программа или клиент решил, что курс ему не подходит. Если онлайн-школа уже потратила эти деньги, то придется брать займ, чтобы сделать возврат. Если так делать постоянно, кассовые разрывы станут системными.

Не тратить предоплату от клиента. Сначала оказать услугу, а потом считать деньги как выручку. Или отложить деньги на специальный счет и ждать, пока клиент не пройдет курс полностью, и только после окончания обучения признавать деньги как выручку.

Смешивать рабочие и личные деньги. Обычно у компании несколько расчетных счетов, куда поступают деньги, и есть личные карты, с которых владельцы тратят деньги.

Проблемы начинаются, когда владелец со своей карты покупает что-то для нужд бизнеса. Например, на свои деньги арендовал студию для съемок курса. Если так делать постоянно, будет трудно понять, сколько денег нужно онлайн-школе для работы.

Разделять деньги бизнеса и собственные средства. Личные траты не должны учитываться в общих расходах компании — это искажает финансовую картину. И наоборот это тоже работает.

Читайте также: 9 полезных привычек собственника бизнеса

Не платить себе зарплату. Собственник бизнеса может совмещать несколько функций, например, гендиректора и маркетолога, но зарплату себе не платить. Вместо этого брать деньги из кассы по остаточному принципу: что осталось после вычета всех расходов, то и в карман. Это искажает картину трат и мешает подсчитать реальную прибыль.

Ввести должность и назначить зарплату. Назначить собственнику зарплату, тогда можно будет объективно оценить все траты. А еще если собственник совмещает должности и вдруг захочет выйти из операционки, не нужно будет вводить новую должность в штатное расписание и думать, какую зарплату платить сотруднику.

Коротко: как онлайн-школе вести управленческий учет

  • Внедрить ДДС, ОПиУ и учет сделок. ДДС поможет проанализировать доходы и расходы, ОПиУ — оценить рентабельность проектов и оптимизировать те, которые менее прибыльны, а учет сделок покажет, сколько приносит каждый клиент и конкретная школа.
  • Заниматься планированием, чтобы не попадать в кассовые разрывы. Чтобы понять, достаточно ли средств для нового запуска, использовать платежный календарь. В него можно внести ожидаемые доходы и расходы по каждому потоку. Это позволит рассчитать общую сумму, необходимую для новых запусков, а также всегда иметь деньги для оплаты постоянных расходов.
  • Признавать выручку по факту выполнения работ, а не по факту поступления денег в кассу. То есть использовать метод начисления, а не кассовый метод. Последний можно использовать только в том случае, если доступ к курсу студент получает сразу.