Не хотите читать? Смотрите видео!
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств, ДДС с англ. cashflow «движение денег» – отчет, в котором сведены все финансовые потоки бизнеса с датами операций и статьями расходов и доходов. Если говорить простыми словами, то ДДС – это сводка о том, откуда и в каком количестве вам поступали деньги и куда ваша компания их тратила.
Чем полезен отчет ДДС:
- Показывает, сколько денег есть на счетах на конкретную дату. Когда у предпринимателя несколько счетов, касс и заначка под матрасом, ДДС помогает посмотреть, сколько денег суммарно есть в бизнесе. Не нужно заходить сразу в три интернет-банка и пересчитывать наличность из кассы – отчет учитывает все движения денег по всем счетам и показывает, сколько в итоге есть средств в бизнесе.
- Помогает сократить расходы. В ДДС все операции отражаются не так, как в банковской выписке, а по статьям или группам статей. Это позволяет оценить разные категории трат общей картинкой. Например, вы хотите узнать, сколько потратили на маркетинг в прошлом месяце или какая доля всех расходов приходится на содержание офиса. С ДДС легко заметить какие-то аномалии по расходам и вовремя принять меры.
- Позволяет планировать дальнейшую работу. Вы знаете, сколько всего средств есть на ваших счетах, поэтому можете планировать будущие траты, например, инвестировать часть денег в бизнес, выдать премии сотрудникам или поднять бюджет на рекламу. А еще планирование поможет предсказать и ликвидировать кассовые разрывы.
- Подтвердить финансовую состоятельность перед банком. Если вы решите брать кредит для бизнеса, кроме прочих документов, банк также может запросить отчет о движении денег по счетам. Это нужно, чтобы оценить, способны ли вы выплачивать заем.
ДДС — это самый простой управленческий отчет, который не требует глубоких знаний о финансах. Если хотите вести отчет о движении денег, но не понимаете с чего начать – скачайте наш гайд «Как составить отчет ДДС». В нем мы пошагово описали, как правильно оформить отчет и как в дальнейшем вести его без ошибок. Скачать гайд можно по ссылке.
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках, ОПиУ с англ.Profit and Loss «прибыли и убытки» – это отчет об эффективности бизнеса и его реальных финансовых результатах. Он показывает, сколько чистой прибыли заработала компания и какие траты для ее получения понесла.
Строить отчет ОПиУ можно двумя методами – кассовым и начисленным. В первом случае деньги признаются по их фактическому поступлению: получили предоплату – зафиксировали поступление, оплатили воду для офиса на полгода вперед – зафиксировали траты. При учете вторым методом средства признаются по факту оказания услуги или отгрузки товара.
Если вы хотите видеть реальную прибыль компании без искажений, мы рекомендуем строить отчет ОПиУ начисленным методом. Так вы будете видеть не просто поступившие или потраченные деньги, а объективный результат работы бизнеса.
Чем полезен отчет ОПиУ:
- Покажет, сколько заработала ваша компания и заработала ли вообще. В отличие от ДДС, который показывает остаток денег на счетах, ОПиУ отражает, сколько из всех этих денег стало чистой прибылью компании, а какая часть ушла на налоги, амортизацию, кредиты, прямые и косвенные расходы.
- Поможет найти самые прибыльные направления или, наоборот, подсветить убыточные проекты. Если правильно компоновать данные, отчет P&L покажет эффективность конкретных направлений и поможет избежать ситуаций, когда вы тащите на себе «дохлую лошадь» — убыточные проекты, отделы, клиентов.
- Покажет, сколько денег можно вывести из бизнеса. Дивиденды – это приятно, но еще приятнее, когда их вывод не вредит компании. Так как ОПиУ показывает чистую прибыль компании, очищенную от всех расходов, вы сможете без ущерба для бизнеса определить комфортную сумму для вывода и не втянуть компанию в кассовый разрыв или другие неприятности.
Если сравнивать отчеты ДДС и ОПиУ по сложности внедрения и ведения, то второй будет посложнее, особенно если вы ведете управленческий учет в таблицах. Но мучиться с формулами и построением отчета необязательно.
Баланс
Баланс – это отчет, который показывает сколько имущества и обязательств есть в вашем бизнесе. Тут отражается практически всё: деньги на счетах, наличные, мебель, техника и оборудование, кредиторская и дебиторская задолженность, сырье.
Чем полезен балансовый отчет:
- Покажет, сколько денег заморожено в дебиторке или в товарах. Взглянув на Баланс, можно увидеть, что средства, которые проходят по отчетам, на самом деле зависли в дебиторской задолженности, то есть клиенты не слишком активно закрывают долг или вы даете слишком большие отсрочки. Аналогичная ситуация с товаром – глядя в отчет, вы увидите, что на складе скопилось много продукции, которая не продается, или была закуплена слишком большая партия сезонного товара, например.
- Не позволит просрочить обязательства. С балансом проще контролировать кредиторскую задолженность перед контрагентами, банками, государством.
- Даст понимание, каким имуществом владеет компания. Если, например, у компании намечается кассовый разрыв, можно оценить список имущества и продать ненужное.
- Поможет рассчитать важные финансовые показатели. Данные из балансового платежа используются для расчета ликвидности активов, оборачиваемости обязательств, платежеспособности компании. Эта информация необходима для инвесторов, банков или в случае, когда вы решили продать компанию.
Конечно, эти три отчета – только малая часть того, из чего может состоять управленческий учет в вашей компании. Но даже если внедрите только ДДС, ОПиУ и Баланс, вы сможете увидеть полную финансовую картину своего бизнеса, а значит – принимать верные решения, вовремя ликвидировать кризисные ситуации и получать больше прибыли.