Как определить выгодную нишу
Выбор ниши актуален, когда товара еще нет. Если у вас собственное производство садовых светильников или мастерская по изготовлению ремней, проводить тесты бессмысленно(просто надеемся, что вы проанализировали рынок до того, как запустили производство или швейных цех).
Если своего товара нет и вы только выбираете, что бы такого продавать на маркетплейсе – приготовьтесь к плотной работе. Определить выгодную нишу непросто: с одной стороны товары с низкой конкуренцией и с таким же низким спросом, с другой – высокомаржинальный товар, где уже хозяйничают крупные продавцы.
Как найти золотую середину и наметить нишу:
- Изучите чужой опыт. Кейсы других продавцов на маркетплейсе – отличный способ подметить классные решения, проследить логику, взять на заметку порядок действий.
- Оцените крупных продавцов, которые уже представлены на маркетплейсах. Тягаться с распиаренными брендами тяжело – у них имя, репутация, им доверяют. Зачем покупателю рисковать и покупать увлажнитель воздуха у вас, есть есть Xiaomi или Bork? Уверена, что кто-то из вас подумал: «я буду просто продавать дешевле». Схема рабочая, но не прибыльная – клиентов своих вы найдете, но денег не заработаете.
- Протестируйте специальные сервисы для анализа маркетплейсов. Есть инструменты, которые позволяют посмотреть количество и качество продаж в разных категориях, оценить спрос, проанализировать популярность разных направлений.
Допустим, вы решили продавать беспроводные наушники – товар популярный, со стабильным спросом. Заходим на WB и видим, что по этому запросу выходит больше 28 тысяч предложений. Конечно, в выдачу попали не только беспроводные наушники, но конкуренция все равно высокая.
«Возьмем низкой ценой» – подумали вы. Но и тут незадача – на маркетплейсе прямо сейчас можно найти совсем бюджетные модели за 200-400 рублей. Чтобы заработать на них хоть что-то, закупать товар нужно по 70-90 ₽ за штуку. Если у вас нет проверенного поставщика с такими ценами – лучше поискать другой вариант.
А что с сезонными товарами?
Часто новичкам советуют заходить на маркетплейс в период спроса на определенный товар – зимой с искусственными ёлками, летом – с купальниками или надувными матрасами. Такая стратегия связана с рисками – можно классно заработать, а можно остаться с нереализованным сезонным товаром и ждать следующего всплеска спроса.
Где брать товар
Допустим, вы определились с товаром и решили продавать канцелярские кнопки / шкатулки / матрешек, в общем, что угодно. Но вопрос – где брать товар? Вариантов не много, точнее два:
- Производить самому.
- Закупать у поставщиков.
Первый способ актуален для производителей чего-либо: хоть в промышленных масштабах на заводе, хоть на собственной кухне. Тут в общем-то, все понятно. А вот на закупке остановимся чуть подробнее.
Закупать товары можно у отечественных и зарубежных производителей. Под зарубежными чаще всего понимаются китайские – их товары дешевые, а значит можно заказать большую партию с относительно небольшими вложениями и сделать хорошую наценку.
Если рассматриваете этот вариант, сразу оцените риски:
- Товар не всегда соответствует описанию. Бывает, например, что вместо беспроводных наушников приходит партия чехлов для AirPods. А еще – поставка может быть плохого качества, другого цвета или из другого материала. Вернуть или обменять товар – это долго и дорого.
- Чтобы закупать товар дешево, нужно пользоваться специализированными площадками. Например, сайтом 1688 или Taobao, но они нацелены на внутренний рынок. Это значит, что придется либо искать китайца, который поможет заказать, оплатить и отправить товар, либо пользоваться услугами посредников – это дополнительные расходы.
- Иногда возникают проблемы с доставкой. Товары могут зависнуть на таможне, а в Китайский Новый год Поднебесная и вовсе замирает – многие площадки перестают оформлять и отправлять заказы.
- Заказывать товар нужно большими объемами.Так выгоднее доставка, да и цена за единицу при оптовом заказе обычно ниже. А теперь представьте, что вы заказали 10 000 роликовых массажеров для лица, но товар на маркетплейсе «не пошел».
- Могут быть проблемы с документами. Продавать на маркетплейсах можно только сертифицированные на территории РФ товары или с отказным письмом. Сертификация товара – удовольствие недешевое. Можно, конечно, найти обходные пути, но мы за честный бизнес и безопасность.
Что касается российских поставщиков – с ними, конечно, проще. Не возникает трудностей с сертификацией – обычно документы уже есть, логистика обходится дешевле, посредники не нужны. Вот только цена закупа у отечественных производителей зачастую намного выше – сэкономить получится только на больших партиях.
Как видите, точного ответа на вопрос: где брать товар для продажи на маркетплейсе, нет – нужно погружаться в нюансы и выбирать оптимальный для себя вариант. И, конечно, учитывать все риски.
Маркировка товаров для маркетплейса
Некоторые товары подлежат обязательной маркировке и неважно, продаются они в ларьке у дома или на маркетплейсе. До 2022 список был довольно скромный, но недавно он расширился. Теперь маркировать нужно:
- домашний текстиль;
- шубы;
- некоторые виды одежды;
- духи и туалетную воду;
- фотоаппараты;
- обувь;
- шины и покрышки.
Если товар, который вы планируете продавать, входит в список, значит этот раздел статьи для вас.
Что вообще такое маркировка? Это цифровой код, который содержит в себе информацию о производителе, составе, сроке годности и требованиях к качеству. Маркировка помогает покупателям убедиться в подлинности и безопасности товара.
Маркируются товары через систему «Честный знак» – на сайте можно узнать, как правильно маркировать товары и проверить, подлежит ли выбранная вами товарная категория маркировке.
Стоимость маркировки каждой единицы товара обойдется предпринимателю в 50 копеек без учета НДС. Эту статью расходов важно учитывать при расчете себестоимости товара.
Хорошая новость:если вы будете закупать товар у российского поставщика, то, скорее всего, вы получите уже маркированную продукцию. Вам останется только выводить реализованные позиции из ассортимента и передавать данные в систему «Честный знак».
Только планируете выходить на маркетплейсы? Изучите все нюансы вместе с экспертами Adesk: