Что такое планирование чистой прибыли
Планирование чистой прибыли предприятия — это расчет оптимального размера прибыли, которую компания может получить за период времени (месяц, год, пять лет). Этот процесс включает анализ доходов, затрат, налоговых обязательств компании, а также прогноз условий рынка.
Цель планирования — обеспечить стабильное развитие компании, создать финансовые резервы и понять, как эффективно использовать ресурсы.
Планирование помогает:
- управлять бизнесом и влиять на результаты;
- выявлять слабые места и видеть, какие процессы нужно улучшить;
- распределять ответственность между членами команды.
Планировать можно разные виды прибыли, отталкиваясь от задач и целей, которые стоят перед собственником или финансовым директором. Если хотите следить за эффективностью использования ресурсов — планируйте валовую прибыль, если важно разобраться с ценовой политикой компании — маржинальную.
В этой статье мы поговорим про планирование чистой прибыли, ведь именно она демонстрирует финансовые результаты компании и является одним из критериев успеха бизнеса. Из чистой прибыли выделяются деньги на открытие новых филиалов, пополнение резервных фондов, дивиденды собственников и другие нужды и было бы неплохо понимать, на какую сумму рассчитывать.
Читайте также: Виды прибыли компании: зачем считать и как различать
Шаг 1. Определите цель планирования
Решите, какую цель вы хотите достигнуть по итогам планирования: увеличить доходы, снизить затраты, повысить эффективность использования ресурсов, улучшить финансовые показатели. Цель должна быть выполнимой и конкретной, например, увеличить прибыль на 10%, снизить затраты на производство продукции на 5%, повысить эффективность использования производственных мощностей на 20%.
Шаг 2. Выберите период планирования
Период планирования — это промежуток времени, на который разрабатываются планы для бизнеса. Это может быть месяц, год или несколько лет в зависимости от целей бизнеса и размеров компании.
Шаг 3. Соберите данные
Сбор данных при планировании чистой прибыли включает:
- анализ данных о доходах и расходах компании за предыдущие периоды;
- изучение рынка и конкурентов, определение потенциальных возможностей и угроз;
- оценку влияния инфляции и экономической ситуации;
- определение ресурсов компании и возможностей их использования.
Проанализируйте факторы, которые влияют на чистую прибыль:
Объем продаж: динамику продаж, тенденции и сезонность.
Себестоимость продукции: расходы на производство и реализацию продукции, самые затратные статьи.
Операционные расходы: расходы на аренду, оплату труда, рекламу и другие.
Внереализационные доходы и расходы: прочие доходы и расходы, которые не связаны с основной деятельностью компании.
Налоговая ставка: применяемая ставка налога на прибыль и ее изменения в последние годы.
Такие показатели как выручка, постоянные и переменные затраты, активы и рентабельность можно найти в трех основных отчетах: о движении денежных средств, о прибылях и убытках и управленческом балансе.
Чтобы отчеты всегда были под рукой, хранили исторические данные и показывали текущую ситуацию, можно использовать специальный сервис финансового учета, например, Adesk. Он сам строит ключевые управленческие отчеты и собирает наглядные графики, которые помогают видеть реальную финансовую картину в режиме реального времени и принимать грамотные управленческие решения.
Шаг 4. Выберите метод планирования
Выбор метода планирования зависит от особенностей бизнеса и доступности информации для анализа.
Метод прямого счета — прибыль рассчитывается как разница между выручкой от продажи товаров и себестоимостью. Подходит для ограниченного ассортимента с устойчивым спросом и стабильными ценами.
Метод бюджетирования — разрабатываются нормы расходов для продукции и каждой статьи расходов, производится расчет прогнозируемой прибыли.
Метод экстраполяции — на основе прибыли за последние несколько лет, затрат на производство и анализа спроса составляется прогноз прибыли на следующий период.
Планирование сверху — владелец ставит цель по прибыли, финансовая служба и руководители отделов формируют бюджет.
Планирование снизу — отделы предоставляют сметы и планы продаж, все это объединяется в общий бюджет.
Шаг 5. Рассчитайте прогнозируемую прибыль
Для расчета планируемой чистой прибыли можно использовать разные формулы и специализированные программы финансового моделирования.
Читайте также: Как рассчитать чистую прибыль бизнеса
Также облегчить работу поможет готовый шаблон финансовой модели, куда нужно подставить данные и, меняя вводные, анализировать, что будет происходить с чистой прибылью организации.
Скачать шаблон финансовой модели →
Шаг 6. Сформируйте бюджет на основе планируемой прибыли и распределите ресурсы
На основе прогнозируемой прибыли создается бюджет компании на следующий период. Он регулирует распределение финансов, рабочей силы, материалов и оборудования. При создании бюджета учитываются рыночные тренды, конкуренция и законодательство.
Бюджет можно создать по разным направлениям работы компании: производство, маркетинг, продажи, исследования и разработка, менеджмент.
Бюджет будет вашей базой для принятия решений и управления ресурсами компании на запланированный период.
Регулярно контролируйте и анализируйте показатели
Когда все 6 шагов пройдены, наступает время анализа — это важно для успешной реализации намеченного плана и оперативного принятия мер, если что-то пошло не так.
- Контролируйте доходы и расходы на каждом этапе плана. Если следить только за ростом выручки, можно упустить рост расходов и потерять прибыль.
- Выделите центры финансовой ответственности и назначьте ответственных за достижение целей. Если никто не отвечает за цель, она не будет достигнута.
- Заинтересуйте ключевых сотрудников в выполнении плана и привяжите их премию к результатам. Простое назначение ответственного не всегда эффективно.
- Учитывайте непредвиденные расходы и заранее планируйте решение возможных проблем. Хорошо, если вам удастся заранее прикинуть возможные форс-мажоры и пути их разрешения.
Отслеживать результаты работы поможет план-фактный анализ — в нем можно увидеть насколько выполнен план и достигнуты ли целевые показатели. С план-фактным анализом проще повторять успех в будущем или искать причины, если компания отклонилась от курса и не добилась желаемого результата.