Шаг 1. Постройте финансовую модель
В условиях кризиса, когда со стабильностью все сложно, особенно важно иметь финансовую модель и уметь с ней обращаться.
Финдмодель поможет:
- Тестировать гипотезы и действовать наверняка. Руководитель рекламного агентства взял еще 3 менеджеров по продажам. Сотрудники круто поработали, вот только у команды не хватило ресурсов, чтобы выполнить все проданные услуги. С финансовой моделью такого можно избежать.
- Найти рычаги для увеличения чистой прибыли. И наоборот – выявить направления, на которые тратить ресурсы нецелесообразно. Зачем, к примеру, вести утомительные переговоры с арендодателем о снижении платы за офис на 10 тысяч, если можно увеличить конверсию на сайте на 0,1% и заработать дополнительный миллион?
- Ставить и достигать финансовые цели. Глядя на финмодель, можно оценить, как добиться определенного уровня прибыли и понять, насколько это реально.
Больше про финансовую модель и логику ее построения можно почитать тут, а по этой ссылке можно скачать наш шаблон финмодели и адаптировать его для своего бизнеса.
Шаг 2. Оптимизируйте выход денег из бизнеса
Оптимизация выхода денег из бизнеса – это работа с денежным потоком: выходить из компании должно меньше, чем поступать в нее.
Для оптимизации выхода денег можно:
- Перенести какие-то некритичные выплаты на другую дату или попросить отсрочку платежа.
- Договориться с арендодателем о снижении арендной платы.
- Урезать необязательные расходы, например, перейти на более бюджетный кофе для кофемашины, отказаться от ненужных подписок, подумать о закупке канцелярии в другом магазине.
- Попробовать перенести часть задач на аутсорс – в небольших компаниях отдать бухгалтерию, уборку или поиск кадров на аутсорс обычно дешевле, чем содержать штатного сотрудника.
Основная задача – сделать все возможное, чтобы сократить исходящий поток денег и не навредить при этом работе компании.
Шаг 3. Ведите платежный календарь
Платежный календарь – это наглядный план предстоящих поступлений и трат, который позволяет всегда быть в курсе финансового состояния бизнеса.
Лучше, если план будет действительно похож на календарь – так финансовая картина видна в динамике месяца, поэтому принимать решения проще и они будут правильнее.
Кроме того, что платежный календарь дает общее представление, он помогает вовремя купировать кассовые разрывы. Вы заранее увидите, что денег на обязательные платежи не хватает, и сможете принять меры: перенести выплату, поговорить с дебиторами, оформить заем в банке.
Шаг 4. Освойте бюджетирование и план-факт анализ
Бюджетирование, постановка планов и анализ их достижения нужны компании всегда, но в условиях кризиса особенно. Это, опять же, помогает принимать правильные решения и находить точки для роста прибыли или сокращения затрат.
Внедрить этот инструмент легко, а первые результаты будут видны сразу же. В конце месяца составляйте простой бюджетный план: тут планируем заработать столько, сюда нужно будет вложить столько. В течение следующего месяца отслеживает факт и корректируйте стратегию:
- Превысили бюджет на рекламу, но конверсия не увеличилась? – возможно, стоит пересмотреть рекламные баннеры и тексты объявлений.
- Не выполнили план продаж? – проверьте, хорошо ли сработали менеджеры.
- Расходы на хозтовары в два раза больше запланированных? – может цены выросли или ответственный сотрудник вместо одной жидкости для стекол заказал 100.
План-факт анализ подсветит проблемные места и покажет, где ситуация требует ваших управленческих решений.
Шаг 5. Работайте с задолженностями
Практика показывает, что регулярную работу с задолженностями ведут единицы , поэтому часто там замораживаются серьезные суммы.
Среди наших пользователей есть компания из Москвы, которая занимается отделочными работами. Клиентов у ребят много, поэтому держать все задолженности в голове непросто. Недавно они наладили системную работу с дебиторкой и кредиторкой и уже в первый месяц нашли там несколько миллионов рублей.
В условиях кризиса, когда на счету каждый рубль, отслеживать задолженности особенно важно. Не имеет значения, будете вы вести учет долгов в блокноте, таблице или в Adesk – главное, делайте это.
Что делать, чтобы работа с задолженностями приносила результат:
- Следите, чтобы сумма свободных денег компании и дебиторской задолженности была больше, чем кредиторка. В противном случае компания рискует стать банкротом.
- Осваивайте искусство требовать свое. Не забывайте напоминать контрагентам о долгах и делайте это регулярно. Для удобства разработайте регламент работы с дебиторкой: когда писать, когда звонить, когда подавать в суд.
- Привяжите KPI сотрудников не к сделке, а к факту перечисления денег. Тогда в интересах менеджера будет побыстрее «выбить» из клиента долг.
Про все нюансы работы с дебиторской задолженностью читайте тут.
Еще раз, но кратко
Чтобы сделать бизнес устойчивым и успешно пережить кризис:
- Постройте финансовую модель, проигрывайте разные сценарии и готовьтесь к любым неожиданностям.
- Оптимизируйте выход денег из бизнеса: следите, чтобы входящий денежный поток был больше, чем исходящий.
- Ведите платежный календарь – он поможет заранее предсказывать кассовые разрывы.
- Внедрите в работу бюджетирование и план-факт анализ – так вы сможете быстро находить проблемные места и менять стратегию.
- Работайте с задолженностями – требуйте свои деньги, но и другим отдавать долги не забывайте.
Эти 5 советов помогут чувствовать себя увереннее, особенно если вы работаете в сфере малого и среднего предпринимательства. А когда кризис закончится, у вас будет бизнес с отлаженными процессами и большим потенциалом для роста и развития.