Если рассматривать сотрудников в целом, то каждый новый сотрудник должен делать работу компании эффективнее, а значит и зарабатывать она должна больше. Разработчики делают хороший продукт — его покупают, бухгалтер знает о том, как применить льготы, — получаем больше прибыли, продавцы хорошо продают — больше выручки. Понятно, что есть ряд обслуживающих сотрудников, которые на эффективность бизнеса не влияют, но их не так много, поэтому в наших расчетах можем ими пренебречь.
Получается, что между заработком компании и расходами компании на фонд оплаты труда должна быть определенная корреляция: нам хочется, чтобы вместе с расходами на ФОТ рос и заработок компании.
Для того, чтобы отследить эту корреляцию давайте построим два графика на одной плоскости: выручка компании и расходы на ФОТ по месяцам.
Пример выше показывает нормальный уровень корреляции между ФОТ и выручкой компании: чем больше компания тратит на сотрудников, тем больше зарабатывает. Значит люди, которые приходят в компанию, усиливают ее.
Еще можно считать выручку компании в расчете на одного сотрудника. Такую метрику тоже можно использовать для оценки эффективности персонала.
Давайте рассмотрим пример, когда компания нанимает людей, не дающих ей рост.
Сразу можно заметить, что с июля доля ФОТ в расходах компании начала расти и до конца года ситуация не изменилась в лучшую сторону.
Такой график — повод провести ретроспективу найма, оценить эффективность людей, внедрить системы KPI, где это возможно, и попрощаться с людьми, которые не несут пользы для компании. Еще возможно, что у вас в компании неправильно выстроена система мотивации и ее нужно пересмотреть.
Оцените эффективность персонала в своей компании. Вооружитесь Экселем или другим инструментом. Успехов!