Кто такие «единороги»
Термин появился в 2013 году — так американский венчурный инвестор Эйлин Ли назвала дорогие стартапы, чтобы подчеркнуть их редкость. В то время насчитывалось всего 39 таких компаний по миру, российских среди них не было. Сегодня общее количество «единорогов» колеблется в диапазоне от 1200 до 1700, но зарегистрированных в России в этом списке нет.
Источники называют разное количество «единорогов» из-за критериев, по которым эксперты определяют подходит ли проект для получения статуса. Основные критерии:
- рыночная оценка в 1 млрд $;
- частность и независимость компании.
Многие действительно ориентируются только на оценку и частность компании, но иногда дополнительно учитывают и возраст компании: если бизнесу 30-40 лет, его вряд ли признают единорогом.
Пример подобного расхождения в учете юникорнов — ситуация со стартапом Waymo, занимающегося разработкой беспилотных автомобилей и выросшего из проекта Google. В списке Crunchbase он числится среди единорогов, а в базе CB insight — нет.
Как становятся «единорогами»
Как и любая компания, стартап-юникорн начинается с идеи и развивается по сценарию:
- создание MVP — минимальной рабочей версии продукта;
- тестирование гипотез и поиск продуктового отклика на рынке;
- выстраивание работающей бизнес-модели;
- привлечение инвестиций;
- масштабирование — рост команды, выход на новые рынки, активное привлечение клиентов.
Сколько времени займет путь от идеи до получения статуса единорога — нельзя сказать однозначно. В среднем для этого может потребоваться от 4 до 6 лет, но есть исключения, в зависимости от скорости масштабирования, отрасли и ситуации на рынке.
Например, в сфере AI — искусственный интеллект, есть случаи, когда стартапы получают миллиардную оценку всего за несколько месяцев — за счет хайпа, сильных команд и ожиданий инвесторов.
В диптехе — разработка технологий на основе научных исследований, и хардвере — создание устройств и оборудования, путь обычно занимает больше времени: нужны серьезные инвестиции и длительная разработка.
Чаще всего юникорнами становятся проекты в IT и финтехе. Здесь проще выстроить работающую бизнес-модель и быстро масштабироваться: достаточно сильной команды разработчиков и понятного сервиса.
Статус единорога — это не навсегда. Оценка может упасть, тогда бизнес потеряет этот титул. Так случилось, например, с сервисом такси Gett, стоимость которого превышала 1,5 млрд $, но позже компанию продали примерно за 150 млн $. Причин этому может быть много: замедление роста, управленческие ошибки, неудачные инвестиции, смена стратегии или обострение конкуренции.
Почему не все стартапы становятся «единорогами»
Сгенерировать идею, собрать команду и создать продукт — это уже хорошо, но недостаточно для получения статуса. Есть моменты, которые фаундеры часто упускают из виду, тем самым губят даже очень перспективные проекты.
- Неправильный выбор бизнес-модели. Можно придумать крутую идею, собрать сильную команду для ее реализации и вложить много денег, но если нет понимания, как и кому будет продан продукт или услуга, стартап обречен.
- Отсутствие достаточного финансирования. Без денег быстро захватить рынок почти невозможно, поэтому даже самый перспективный проект рискует провалиться, рынок займут конкуренты, а инвесторы потеряют интерес. Так случилось с Arrival — британским электромобильным стартапом, основанным в 2015 году бывшим главой Yota и экс-замминистра связи России Денисом Свердловым. Компании не хватило финансирования и она закрылась, так и не начав производство.
Инвесторы хотят вложить деньги и получить возврат в 5-10-20 раз больше. Если компанию оценивают в 1 млрд $, через два-три года она должна стоить все пять. Если рынок занят конкурентами, вырасти до таких цифр просто не получится.
- Нерешенные разногласия в команде. Даже крутая идея или правильно подобранная бизнес-модель не спасет проект, если основатели не договорятся о стратегии, процессах, долях и ответственности. А вот сильная команда под руководством стрессоустойчивого и предприимчивого фаундера способна не только довести продукт до рынка, но и вовремя сделать пивот.
- Ложные обещания инвесторам и клиентам. Иногда стартап доходит до оценки в миллиард, получает заветный статус и... сгорает. Один из известных примеров — Theranos: компания обещала революцию в медицине, но их технология оказалась фейком.
Шансы российских компаний на получение статуса
Получить миллиардную оценку и статус юникорна без привлечения инвестиций невозможно ни российским фаундерам, ни зарубежным. Отличительной особенностью вложений именно в стартапы, а не в традиционный бизнес, является готовность инвесторов идти на высокий риск. Это называется венчурным инвестированием.
Именно венчурные деньги позволяют стартапу быстро масштабироваться и добраться до оценки в миллиард. В России это сделать сложнее, потому что рынок венчурных инвестиций меньше, как по количеству сделок, так и по числу активных частных инвесторов, чем, например, в США.
Если вы хотите вырастить юникорна, посмотрите на международный рынок и зарубежных инвесторов. Тем более, примеры уже есть, Miro — платформа для совместной работы с российскими корнями, которая выросла до оценки в десятки миллиардов долларов, благодаря поддержке зарубежных инвесторов.
Стартапы-единороги — главное
- «Единорог» — это компания с рыночной оценкой в 1 млрд $ и отсутствием выхода на биржу.
- Стать «единорогом» без венчурных инвестиций невозможно.
- Чтобы добиться статуса, фаундер должен быть стрессоустойчивым, а команда — не иметь разногласий.
- Больше всего «единорогов» появляется в сферах искусственного интеллекта и финтеха — здесь проще протестировать идею и выйти на рынок.
- Ошибки, которые чаще всего мешают получить оценку и статус — это неправильно подобранная бизнес-модель, недостаточное финансирование, разногласия в команде и продукт, который не оправдывает ожидания инвесторов и покупателей.
- Стать «единорогом» в России сейчас непросто, но в мире — шансы высокие, в том числе и для российских фаундеров. Один из таких примеров — Miro.