На самом деле, кому и сколько «нормально» для жизни — очень индивидуально. Кто-то живет на 500 тысяч и счастлив, а кому-то и пяти миллионов в месяц мало. Поэтому говорить о прибыли с точки зрения абсолютных значений не совсем корректно. Давайте лучше поговорим об этом с точки зрения эффективности бизнеса.
Эффективность бизнеса отражает рентабельность по чистой прибыли. Но это про операционную эффективность, а не финансовую. Собственника, как инвестора, должна больше волновать финансовая эффективность. Для него бизнес — это просто место, куда вложены деньги, поэтому смотреть на него нужно, как на один из финансовых инструментов, сравнивая его с другими возможностями.
В случае с бизнесом, вложенные деньги — это не только деньги, вложенные на старте (или добавленные в процессе). С каждой сделкой, приносящей прибыль, происходит распределение прибыли: на выплату дивидендов или на увеличение активов. Поэтому нужно смотреть на весь размер собственного капитала.
Бизнес в ходе своей деятельности постепенно обрастает «жирком» (активами): деньги, товары на складе, дебиторка, основные средства, недвижимость и т.д. Помимо этого, есть и пассивы: займы, кредиторская задолженность и прочие обязательства. Разница между активами и пассивами и есть собственный капитал.
Зная годовую чистую прибыль и среднегодовой собственный капитал, можно посчитать очень важный экономический показатель результатов работы компании — рентабельность собственного капитала (ROE).
Понимать рентабельность собственного капитала можно как ту же доходность в банке. Вы, как владелец бизнеса, могли бы просто взять весь этот капитал и положить его на депозит, например, под 5% годовых без всей этой кучи рисков и заморочек. Поэтому если ваша рентабельность собственного капитала не выше доходности в банке, подумайте, надо ли оно вам.
С экономической точки зрения, ROE — полезный показатель, позволяет достаточно точно оценить бизнес. Но есть одна проблема: далеко не всегда вы можете просто взять и вывести прибыль из бизнеса.
Поэтому я предлагаю пойти еще дальше и смотреть на отношение выплаченных дивидендов к собственному капиталу. Вот это уж точно будет убедительный показатель финансовой эффективности бизнеса как актива предпринимателя! Назовем его эффективность бизнеса как актива (для краткости — ЭБА).
Давайте рассмотрим пример.
Учитывая все риски и особенности бизнеса как актива, его эффективность должна быть в 3–4 раза выше, чем у обычного банковского депозита в той же валюте.
Могу смело утверждать, что отношение выплаченных дивидендов к собственному капиталу — это одна из самых важных цифр для собственника бизнеса. Я рекомендую вам рассчитать ее для своего бизнеса.