Что такое бихаги и зачем они бизнесу
По BHAG ставят цели, на достижение которых требуется минимум 10 лет. Но именно этот подход помогает бизнесу масштабироваться, выходить на новые рынки, обгонять конкурентов, формировать сильную и замотивированную команду, привлекать инвесторов и партнеров, увеличивать свою стоимость.
Существует четыре типа бихаг: ориентировочные, конкурентные, ролевые и для внутренней трансформации.
Ориентировочные BHAG — классический вариант постановки больших целей. Он задает ориентир, к которому компания движется на протяжении долгого времени. Формат может быть как количественным, например, выйти на выручку 10 000 000 ₽ в месяц к определенному году, так и качественным: закрепиться в топ-3 компаний отрасли.
Конкурентные BHAG — вариант для бизнеса, который решил догнать и перегнать лидера рынка. Этот тип помогает сплотить команду, повысить уровень азарта и найти решения, приближающие победу. Пример: стартап в финтехе задумал обогнать «Сбер» по числу клиентов.
Ролевые BHAG — этот тип подходит, когда цель — не придумать что-то новое, а повторить и адаптировать успешный опыт конкурентов или других отраслей, и превзойти их результаты. Это помогает закрепиться в своей сфере и поднять планку качества без необходимости быть первопроходцем. Например: кофейня в спальном районе поставила цель — раскрутить бренд настолько, чтобы стать новым Starbucks, используя их подход к формированию имиджа и масштабу бизнеса.
BHAG внутренней трансформации — вариант, который подходит, когда компания полностью меняет направление деятельности или стратегию. Такой BHAG фиксирует масштабные перемены и показывает, к чему организация должна прийти после них. Например: сервис такси решил превратиться в платформу беспилотного транспорта и отказаться от водителей.
BHAG и развитие личности
Бихаги подходят и для реализации личных планов, мотивируя на действия, которые приближают достижение цели. Например, можно запланировать победу в марафоне, написание книги, которая станет бестселлером, или переезд в страну с более высоким уровнем жизни и обустройство там без потери привычного уровня комфорта.
Стремление к таким целям наполняет энергией, придает жизни дополнительный смысл, а сам процесс дисциплинирует и дает ощущение движения к чему-то значимому. Для их достижения нужны новые навыки, освоение которых способствует развитию личности. Человек становится увереннее, инициативнее и ответственнее. Это напрямую отражается на работе: сотрудники, умеющие ставить и достигать BHAG-цели, активнее делятся идеями, берут на себя ответственность и легче справляются с долгосрочными задачами.
Как правильно ставить BHAG—цели
Чтобы добиться цели, которая кажется нереальной, нужно запастись терпением, верой и энтузиазмом, а также грамотно сформировать запрос и выстроить стратегию. Вот три простых шага, которые вам помогут:
Шаг 1 — определите цель: Она должна:
- Быть масштабной, вдохновляющей и понятной, чтобы заряжала всю команду, тогда они будут видеть смысл в работе, искать решения и предлагать идеи.
- Соответствовать ценностям компании, в противном случае, команда может в нее не поверить.
- Быть долгосрочной, изменения, которые способны в корне преобразить бизнес и вывести его на новый уровень, требуют много времени. Если получилось достичь цели за год — она не была амбициозной.
- Быть измеримой, чтобы отследить прогресс.
Шаг 2 — поставьте цель. Здесь важно учесть, какой тип бихаг вы выбрали:
- ориентировочные: убедитесь, что цель охватывает весь бизнес, а не отдельное направление;
- конкурентные: выберите конкретного лидера рынка и определите, в чем именно хотите его обойти;
- ролевые: найдите пример для подражания и выделите тот аспект, который хотите повторить и превзойти в своей сфере;
- внутренние трансформации: определите масштабное изменение в компании и поставьте цель так, чтобы она не просто объясняла, зачем нужна эта трансформация, а к чему она приведет.
Шаг 3 — разбейте цель на краткосрочные задачи. Маленькие шаги делают большую цель выполнимой:
- помогают встроить новые действия в рутину и снизить сопротивление команды;
- минимизируют вероятность выгорания;
- каждое завершенное действие дает ощущение прогресса и заряжает силами на новые задачи;
- проще распределять ресурсы, так как понятнее, кого привлечь и сколько времени закладывать на задачу.
💻 Классическим примером BHAG является путь развития Microsoft. В 1970-х компания поставила цель: «Компьютер на каждом столе и в каждом доме». Для того времени это звучало нереально, потому что устройства были огромными и дорогими, в осуществление задумки мало кто верил. Спустя десятилетия компьютеры действительно стали неотъемлемой частью жизни и работы, а также — доступными по цене.