Что такое бихаги и зачем они бизнесу

Метод BHAG, с англ. Big Hairy Audacious Goals, «большие смелые цели» — это инструмент для установки масштабных целей, которые кажутся почти недостижимыми и требуют выхода из зоны комфорта.

По BHAG ставят цели, на достижение которых требуется минимум 10 лет. Но именно этот подход помогает бизнесу масштабироваться, выходить на новые рынки, обгонять конкурентов, формировать сильную и замотивированную команду, привлекать инвесторов и партнеров, увеличивать свою стоимость.

Существует четыре типа бихаг: ориентировочные, конкурентные, ролевые и для внутренней трансформации.

Ориентировочные BHAG — классический вариант постановки больших целей. Он задает ориентир, к которому компания движется на протяжении долгого времени. Формат может быть как количественным, например, выйти на выручку 10 000 000 ₽ в месяц к определенному году, так и качественным: закрепиться в топ-3 компаний отрасли.

Конкурентные BHAG — вариант для бизнеса, который решил догнать и перегнать лидера рынка. Этот тип помогает сплотить команду, повысить уровень азарта и найти решения, приближающие победу. Пример: стартап в финтехе задумал обогнать «Сбер» по числу клиентов.

Ролевые BHAG — этот тип подходит, когда цель — не придумать что-то новое, а повторить и адаптировать успешный опыт конкурентов или других отраслей, и превзойти их результаты. Это помогает закрепиться в своей сфере и поднять планку качества без необходимости быть первопроходцем. Например: кофейня в спальном районе поставила цель — раскрутить бренд настолько, чтобы стать новым Starbucks, используя их подход к формированию имиджа и масштабу бизнеса.

BHAG внутренней трансформации — вариант, который подходит, когда компания полностью меняет направление деятельности или стратегию. Такой BHAG фиксирует масштабные перемены и показывает, к чему организация должна прийти после них. Например: сервис такси решил превратиться в платформу беспилотного транспорта и отказаться от водителей.

BHAG и развитие личности

Бихаги подходят и для реализации личных планов, мотивируя на действия, которые приближают достижение цели. Например, можно запланировать победу в марафоне, написание книги, которая станет бестселлером, или переезд в страну с более высоким уровнем жизни и обустройство там без потери привычного уровня комфорта.

Стремление к таким целям наполняет энергией, придает жизни дополнительный смысл, а сам процесс дисциплинирует и дает ощущение движения к чему-то значимому. Для их достижения нужны новые навыки, освоение которых способствует развитию личности. Человек становится увереннее, инициативнее и ответственнее. Это напрямую отражается на работе: сотрудники, умеющие ставить и достигать BHAG-цели, активнее делятся идеями, берут на себя ответственность и легче справляются с долгосрочными задачами.

Как правильно ставить BHAG—цели

Чтобы добиться цели, которая кажется нереальной, нужно запастись терпением, верой и энтузиазмом, а также грамотно сформировать запрос и выстроить стратегию. Вот три простых шага, которые вам помогут:

Шаг 1 — определите цель: Она должна:

  • Быть масштабной, вдохновляющей и понятной, чтобы заряжала всю команду, тогда они будут видеть смысл в работе, искать решения и предлагать идеи. 
  • Соответствовать ценностям компании, в противном случае, команда может в нее не поверить.
  • Быть долгосрочной, изменения, которые способны в корне преобразить бизнес и вывести его на новый уровень, требуют много времени. Если получилось достичь цели за год — она не была амбициозной. 
  • Быть измеримой, чтобы отследить прогресс.

Шаг 2 — поставьте цель. Здесь важно учесть, какой тип бихаг вы выбрали:

  • ориентировочные: убедитесь, что цель охватывает весь бизнес, а не отдельное направление; 
  • конкурентные: выберите конкретного лидера рынка и определите, в чем именно хотите его обойти; 
  • ролевые: найдите пример для подражания и выделите тот аспект, который хотите повторить и превзойти в своей сфере; 
  • внутренние трансформации: определите масштабное изменение в компании и поставьте цель так, чтобы она не просто объясняла, зачем нужна эта трансформация, а к чему она приведет.

Шаг 3 — разбейте цель на краткосрочные задачи. Маленькие шаги делают большую цель выполнимой:

  • помогают встроить новые действия в рутину и снизить сопротивление команды; 
  • минимизируют вероятность выгорания;
  • каждое завершенное действие дает ощущение прогресса и заряжает силами на новые задачи;
  • проще распределять ресурсы, так как понятнее, кого привлечь и сколько времени закладывать на задачу.

💻 Классическим примером BHAG является путь развития Microsoft. В 1970-х компания поставила цель: «Компьютер на каждом столе и в каждом доме». Для того времени это звучало нереально, потому что устройства были огромными и дорогими, в осуществление задумки мало кто верил. Спустя десятилетия компьютеры действительно стали неотъемлемой частью жизни и работы, а также — доступными по цене.