Общие тренды
Выручка МСБ растет — среди пользователей Adesk она выросла в среднем на 16% по отношению к аналогичному периоду 2024 года. При этом заметно, что темпы роста снижаются — это связано с падением ключевой ставки, сдерживанием инфляции и замедлением роста цен на сырье, комплектующие.
Расходы компаний тоже растут — за первые 9 месяцев они выросли в среднем на 19%.
Расходы компаний в большинстве сфер всё еще растут быстрее выручки, но разрыв уже не такой ощутимый — 3–5 процентных пункта.
Рестораны и доставка еды
Лучше всего себя чувствует сфера общепита — тут выручка выросла на 30%, а расходы — на 25%.
Рост среднего чека из-за удорожания сырья, инфляция, увеличение логистических затрат, дефицит кадров и рост оплаты труда — все это повлияло на рост выручки. А грамотное управление ресурсами — финансовыми и человеческими, не позволило расходам эту выручку «съесть».
ИТ-сектор
Уже традиционно наибольший рост показали IT-компании — их выручка увеличилась на 43%, а расходы — на 45%. Рост выручки доказывает, что ИТ-компании успешно адаптировались к новым реалиям, но, судя по росту расходов, всё еще ищут способ балансировать между стоимостью услуг для клиентов и затратами на ФОТ.
Строительные компании
В сфере малоэтажного строительства выручка выросла на 21% по отношению к аналогичному периоду 2024. Рост связан с комплексом факторов: ростом цен на стройматериалы, возрастающей налоговой нагрузкой, а также регулированием с точки зрения законодательства, которое заставляет компании закладывать возможные риски в себестоимость.
Рост отмечают и компании из смежных сфер, например — связанных с проектированием и дизайном.
Наше архитектурное бюро отлично растет, хоть на рынке девелопмента и есть проблемы. Архитектура и проектирование важны для застройщиков.
А что с расходами? Они в строительных компаниях выросли — на 23%.
Торговля
Компании из сферы торговли выросли меньше всего — и по выручке, и по расходам: оба показателя зафиксировались на уровне +9%. Медленный рост ритейлеры связывают с возрастающей конкуренцией и демпингом со стороны новичков.
Я думаю, виной тому много факторов, например, конкуренция — за год количество селлеров кратно выросло, маркетплейсы активно привлекают новых продавцов. Эти же новички по незнанию сильно демпингуют и теперь, чтобы выйти на ту же выручку, как в прошлом году, нужно продать больше товаров.
Кроме конкуренции, предприниматели называют причиной медленного роста повышение комиссий на маркетплейсах, снижение покупательской способности и сложную ситуацию на границе Казахстана с Китаем.
Читайте также: Поправки в НК РФ — к чему готовиться малому бизнесу
Реклама и маркетинг
Рекламные и маркетинговые агентства выросли в среднем на 15% по выручке, а по расходам — на 20%.
Этот год в агентстве оказался медленнее, в том числе, потому что отвалился один большой клиент. Год мы закроем примерно также как и прошлый, хотя раньше росли почти в 2 раза каждый год.

Чего ждать от 4 квартала 2025
Финальный квартал 2025 года для малого и среднего бизнеса обещает быть стабильным, но без резких скачков. Эксперты Adesk ожидают, что средний рост выручки по итогам года замедлится, однако некоторые сферы в четвертом квартале смогут частично или полностью нагнать плановые показатели.
Отдельное внимание предпринимателей будет уделено налоговой реформе: пересмотру цен, коммуникации с клиентами, поставщиками и партнерами.
У нас большие планы на конец этого и будущий год, поэтому рассчитываем еще на хороший рост. Планы на конец 2025 такие: готовимся к НДС с 2026 года, озвучиваем клиентам, что стоимость услуг вырастет.
Малый и средний бизнес входит в четвертый квартал осторожно-оптимистично: многие уже научились работать с изменчивыми экономическими условиями, адаптировались к новым ценовым и налоговым реалиям. Теперь предпринимали стараются не гнаться за ростом любой ценой, а сфокусироваться на эффективности, управлении расходами и подготовке к предстоящим изменениям.