Общие тренды

Выручка МСБ растет — среди пользователей Adesk она выросла в среднем на 16% по отношению к аналогичному периоду 2024 года. При этом заметно, что темпы роста снижаются — это связано с падением ключевой ставки, сдерживанием инфляции и замедлением роста цен на сырье, комплектующие.

Расходы компаний тоже растут — за первые 9 месяцев они выросли в среднем на 19%.

Расходы компаний в большинстве сфер всё еще растут быстрее выручки, но разрыв уже не такой ощутимый — 3–5 процентных пункта.
Степан Родионов
предприниматель, основатель Adesk

Рестораны и доставка еды

Лучше всего себя чувствует сфера общепита — тут выручка выросла на 30%, а расходы — на 25%.

Рост среднего чека из-за удорожания сырья, инфляция, увеличение логистических затрат, дефицит кадров и рост оплаты труда — все это повлияло на рост выручки. А грамотное управление ресурсами — финансовыми и человеческими, не позволило расходам эту выручку «съесть».

ИТ-сектор

Уже традиционно наибольший рост показали IT-компании — их выручка увеличилась на 43%, а расходы — на 45%. Рост выручки доказывает, что ИТ-компании успешно адаптировались к новым реалиям, но, судя по росту расходов, всё еще ищут способ балансировать между стоимостью услуг для клиентов и затратами на ФОТ.

Строительные компании

В сфере малоэтажного строительства выручка выросла на 21% по отношению к аналогичному периоду 2024. Рост связан с комплексом факторов: ростом цен на стройматериалы, возрастающей налоговой нагрузкой, а также регулированием с точки зрения законодательства, которое заставляет компании закладывать возможные риски в себестоимость.

Рост отмечают и компании из смежных сфер, например — связанных с проектированием и дизайном.

Наше архитектурное бюро отлично растет, хоть на рынке девелопмента и есть проблемы. Архитектура и проектирование важны для застройщиков.
Илья Могилевцев
сооснователь и коммерческий директор агентства О’Смысле, партнер в архитектурном бюро LH47, управляющий директор Ural Marketing Community

А что с расходами? Они в строительных компаниях выросли — на 23%.

Торговля

Компании из сферы торговли выросли меньше всего — и по выручке, и по расходам: оба показателя зафиксировались на уровне +9%. Медленный рост ритейлеры связывают с возрастающей конкуренцией и демпингом со стороны новичков.

Я думаю, виной тому много факторов, например, конкуренция — за год количество селлеров кратно выросло, маркетплейсы активно привлекают новых продавцов. Эти же новички по незнанию сильно демпингуют и теперь, чтобы выйти на ту же выручку, как в прошлом году, нужно продать больше товаров.
Ольга Дулисова
индивидуальный предприниматель

Кроме конкуренции, предприниматели называют причиной медленного роста повышение комиссий на маркетплейсах, снижение покупательской способности и сложную ситуацию на границе Казахстана с Китаем.

Читайте также: Поправки в НК РФ — к чему готовиться малому бизнесу

Реклама и маркетинг

Рекламные и маркетинговые агентства выросли в среднем на 15% по выручке, а по расходам — на 20%.

Этот год в агентстве оказался медленнее, в том числе, потому что отвалился один большой клиент. Год мы закроем примерно также как и прошлый, хотя раньше росли почти в 2 раза каждый год.
Илья Могилевцев 
сооснователь и коммерческий директор агентства О’Смысле, партнер в архитектурном бюро LH47, управляющий директор Ural Marketing Community
столбчатая диаграмма с результатами роста выручки и расходов за январь-сентябрь 2025 года 

Чего ждать от 4 квартала 2025

Финальный квартал 2025 года для малого и среднего бизнеса обещает быть стабильным, но без резких скачков. Эксперты Adesk ожидают, что средний рост выручки по итогам года замедлится, однако некоторые сферы в четвертом квартале смогут частично или полностью нагнать плановые показатели.

Отдельное внимание предпринимателей будет уделено налоговой реформе: пересмотру цен, коммуникации с клиентами, поставщиками и партнерами.

У нас большие планы на конец этого и будущий год, поэтому рассчитываем еще на хороший рост. Планы на конец 2025 такие: готовимся к НДС с 2026 года, озвучиваем клиентам, что стоимость услуг вырастет.
Илья Могилевцев 
сооснователь и коммерческий директор агентства О’Смысле, партнер в архитектурном бюро LH47, управляющий директор Ural Marketing Community

Малый и средний бизнес входит в четвертый квартал осторожно-оптимистично: многие уже научились работать с изменчивыми экономическими условиями, адаптировались к новым ценовым и налоговым реалиям. Теперь предпринимали стараются не гнаться за ростом любой ценой, а сфокусироваться на эффективности, управлении расходами и подготовке к предстоящим изменениям.