Общий тренд
В 2024 году малый и средний бизнес оборачивал больше денег. В среднем выручка компаний выросла на 15% по сравнению с прошлым годом — об этом рассказала Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ.
Среди пользователей Adesk выручка выросла в среднем на 33,23% год к году. Такие данные мы получили на основе анализа финансовых результатов 3 000+ компаний. Заметный рост показали компании из сферы строительства и ремонта, IT, рекламы и маркетинга.
Разница более чем 2 раза в сравнении с официальными данными связана с высокой концентрацией в нашем исследовании предпринимателей, которые ведут системный финансовый учет. Такие компании имеют прозрачную финансовую картину, быстро выявляют аномалии и имеют рычаги влияния на выручку.
А что с расходами?
Расходы компаний тоже выросли — в среднем на 39,79%, то есть больше, чем доходы. Это связано с удорожанием сырья, дефицитом кадров, высокой ключевой ставкой и другими факторами.
Дальше расскажем, как изменились выручка и расходы компаний из разных сфер, поделимся мнениями пользователей Adesk и сделаем прогнозы на 2025 год.
Строительство
Рекордсменами в 2024 стали компании из сферы малоэтажного строительства — выручка тут выросла в среднем на 43,13%. Расходы, кстати, тоже выросли рекордно — на 52,13%.
В 2024 году мы выросли по выручке в два раза, хотя для проектирования стройки сейчас, наверное, не самый благоприятный период. Высокая ключевая ставка, увеличение стоимости ипотек, кредитов — всё это влияет.
ИТ-сектор
Компании, оказывающие услуги в области информационных технологий, занимают второе место по темпам роста — в среднем их выручка увеличилась на 40,05%.
Расходы тоже выросли — на 53,25%. Рост расходов в этой сфере связан с кадровым голодом и высокими зарплатными ожиданиями специалистов, а также с постепенным сокращением льгот, предоставляемых государством.
Маркетинг
Маркетинговые, диджитал- и рекламные агентства показали рост выручки в среднем на 35,53%. Общаясь с представителями отрасли, мы заметили, что реальный рост выручки зависит от специфики деятельности. Так, например, диджитал-агентства, деятельность которых связана с рекламными системами, ощущают спад, в то время как контентные команды, наоборот, говорят о росте.
Мы выросли примерно на 40% — это при наших оборотах очень мало. Выручка росла до мая 2024, а потом было падение летом. Выровняться удалось только к октябрю, поэтому запланированного роста х2 добиться не успели.
Что касается расходов — тут рост зафиксировался на уровне 38,66%, что привело к снижению прибыли. Затраты связаны с дороговизной привлечения клиентов, а также попытками компаний адаптироваться к потребностям рынка.
В прошлом году мы много экспериментировали с форматами, типами работ, брали больше людей, чтобы перестраховаться, собрали отдел дизайна, на который не было большого объема. Это привело в тому, что темп роста прибыли ниже темпа роста выручки, но мы все равно подросли относительно 2023.
Торговля
Тут выручка выросла на 24,17%, а расходы — на 24.63%. При этом предприниматели в сфере онлайн-торговли отмечают, что в 2024 году не было смысла гнаться за оборотами, куда важнее — закрепиться на текущем уровне и не снижать эффективность.
Для нас 2024 был не про «рост любой ценой», а про системную оптимизацию. Выручка по сравнению с 2023 осталась примерно на том же уровне, но за счет автоматизации, оптимизации запасов и работы с юнит-экономикой нам удалось сохранить маржу. В условиях, когда рынок постоянно штормит, задача была не столько «удвоиться», сколько удержать стабильность и не потерять рентабельность.
Рестораны и доставка еды
В общепите выручка выросла в среднем на 20,74%, а расходы — на 41,08%. В этой сфере самый большой разрыв между ростом выручки и ростом расходов. Несмотря на увеличение среднего чека и увеличение спроса, который отмечают аналитики, в ресторанах стали больше тратить на закупку продуктов, персонал, аренду и коммунальные платежи.
Управление недвижимостью
Управляющие компании и собственники недвижимости показали рост выручки на 18,57%, а расходы в сфере выросли в среднем на 22,64%.
В целом тенденция очевидна: компании зарабатывают больше, но рост расходов снижает их прибыльность. Однако использование сервисов аналитики и финучета позволяет более прозрачно отслеживать ключевые показатели эффективности компании, правильно считать деньги и планировать свои финансы. Как результат — стабильный рост в динамике выше средней рыночной.

Каким будет 2025 год для малого бизнеса
Первый и второй квартал 2025 года показали, что малый и средний бизнес сталкивается с падением спроса и ростом расходов. При этом во многих сферах продолжается «обеление» и чистка рынка — этот фактор влияет на онлайн-торговлю, управление недвижимостью, общепит.
Рост расходов, скорее всего, продолжит опережать рост выручки, а значит, прибыль компаний будет сокращаться. Исключение — компании, которые сделали ставку на оптимизацию расходов, автоматизацию и прозрачный учет финансов.
В нашей отрасли идет массовая чистка рынка: слабые или неэффективные компании уходят, а остаются те, кто умеет управлять процессами, считать деньги и смотреть в цифры. Конкуренция жесткая, требования к учету и автоматизации растут, маржа сжимается. Финансовый рост в такой ситуации возможен, но только через оптимизацию, постоянную адаптацию и работу с цифрами и командой.