Билл Гейтс читает 50 книг в год и советует выделять на это не менее одного часа в день. Курсы по скорочтению набирают оборот не только у студентов и школьников, но и у тех, кто просто хочет повысить свою эффективность. Сегодня делимся нашим персональным списком из 10 книг, которые читали сами и готовы рекомендовать всем предпринимателям.
Талеб Нассим Николас: «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»
Не самая легкая для прочтения книга, но не стоит из-за этого откладывать ее подальше. Сейчас для нее самое время: книга рассказывает о потенциале, который дает неопределенность для лидера, для бизнеса, для личности. В ней сформулированы основные принципы построения системы, способной выжить в стремительно меняющейся среде.

Роберт Фитцпатрик: «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?»
Название книги говорит само за себя. Это инструкция для предпринимателей и менеджеров продукта о том, как проверять гипотезы и бизнес-идеи в качественных исследованиях и интервью.

Уолтер Айзексон: «Стив Джобс. Биография»
Мы не могли не включить в нашу подборку биографию одного из самых ярких и выдающихся предпринимателей. Стив Джобс — противоречивая персона, его личность может вызывать не только симпатию. Однако мы уверены, что его путь и методы заслуживают того, чтобы о них знать.

Патрик Власковиц и Брент Купер: «Стартап вокруг клиента. Как построить бизнес правильно с самого начала»
Еще одна книга в нашей подборке о важности работы с запросами клиентов/пользователей на раннем этапе формирования продукта. Она подойдет как начинающему предпринимателю, так и тому, кто в бизнесе уже давно, но хочет выходить на новые рынки и нуждается в системных знаниях.

Дэвид Рок: «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок»
Напрямую к тому, как построить бизнес, эта книга не относится. Однако она незаменима для построения здоровой коммуникации с сотрудниками и партнерами. На живых примерах автор рассказывает о создании комфортной обстановки в бизнесе и повседневной жизни через особенности функционирования нашего мозга.

Том ДеМарко: «Deadline. Роман об управлении проектами»
Книга для тех, кто устал от сухого научного подхода в бизнес-литературе. Невероятный роман, в котором подсвечены ключевые вопросы менеджмента проектов: от определения численности команды на старте проекта до арбитража во внутрикорпоративных конфликтах.

Майк Микаловиц: «Метод тыквы»
Книга о том, как сделать свой бизнес уникальным, сформировать эксклюзивное предложение, от которого не смогут отказаться ваши клиенты. Особенность этой книги в том, что автор предлагает использовать в бизнесе «фермерскую» методику, которую применяют американские землевладельцы, участвующие в соревнованиях. Если коротко описать описанную стратегию, получим следующий цикл:
- Сажаем перспективные «семена»: нанинамем сотрудников, собираем клиентов и т.д.
- По мере роста оставляем только лучшие «тыквы»: удаляем слабые побеги, сосредотачиваясь на лучших экземплярах.

Эрик Рис: «Бизнес с нуля. Lean Startup»
Эта книга, как и многие другие, о том, как создать бизнес или масштабировать существующий. Ее особенность — в применении к запуску бизнеса методики «экономичный стартап», когда все гипотезы тестируются максимально быстро на реальных пользователях или клиентах, а корректировки в бизнес-модель вносятся регулярно.

Рэй Далио: «Принципы»
Еще одна книга в нашем списке, чтобы вдохновиться опытом успешных предпринимателей. В ней описаны жизненные и управленческие принципы Рэя Далио — одного из самых влиятельных и богатых людей планеты, и история его детища — крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater.
