Для чего в управленческом учете амортизация
Амортизация в бухгалтерском учете и амортизация в управленческом учете — не одно и тоже: бухгалтерская амортизация — это требование законодательства, управленческая — инструмент для реального понимания расходов бизнеса.
Какие задачи решает амортизация в управленческом учете:
- Учет реальных затрат на активы и прогнозирование будущих расходов. Недооценить амортизацию очень просто, потому что после покупки актива кажется, что раз деньги уже потрачены, учитывать больше нечего. Но амортизация — это такой же расход, как аренда офиса или зарплата, только он растянут на определенный период времени.
Например, кофейня закупила зерно для напитков за 25 000 ₽. Как только его начали использовать, эта сумма ушла в расходы. А через неделю владелец купил кофемашину за 350 000 ₽. Она прослужит около 6 лет, весь этот период часть ее стоимости будет учитываться в расходах, примерно по 4 861 ₽ в месяц. Если кофейня зарабатывает 200 000 ₽ в месяц, владельцу важно понимать, что 4 861 ₽ — это затраты на оборудование. Такой подход помогает финансово подготовиться к возможным затратам на обслуживание кофемашины или ее замену в будущем.
В общем, если запасы можно списывать сразу, то основные средства — нет. Иначе доходы будут завышены, затраты занижены, а ситуация с деньгами бизнеса — непонятной.
- Влияние на ценообразование и себестоимость. Если амортизация не учтена в себестоимости, то товары или услуги могут оказаться дешевле, чем они есть. Бизнес будет продавать продукцию по цене, которая не покрывает реальные затраты, и в итоге работать в убыток.
Допустим, автосервис купил подъемник за 600 000 ₽ и планирует использовать его 10 лет. Если учитывать его износ равномерно, в себестоимость работ будет включаться 5 000 ₽ в месяц. Это значит, что при расчете цен на услуги важно учитывать не только расходные материалы и оплату мастеров, но и амортизацию оборудования.
Если не заложить амортизацию в стоимость услуг, то можно годами работать с ощущением прибыли, а потом столкнуться с тем, что активы вышли из строя, а денег на новые нет.
Отличия управленческой амортизации от бухгалтерской
В бухучете амортизация регламентирована законом. Есть определенные методы ее начисления, и компания обязана следовать им, даже если они не всегда отражают реальную картину износа.
В управленческом учете можно выбрать тот метод, который удобен и понятен предпринимателю.
Методы и порядок начисления амортизации. В бухгалтерском учете — четыре основные метода начисления амортизации:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости пропорционально объему работ;
- списания стоимости по сумме чисел лет.
Компании обязаны применять один из них и не могут произвольно менять его в любой момент.
Управленческий учет допускает применение гибких схем, которые отражают реальный износ.
Пример:
Компания купила грузовик за 5 млн ₽ и предполагает, что будет использовать его пять лет. В бухгалтерском учете чаще всего применяется линейный метод, при котором стоимость списывается равными частями. Это значит, что каждый год в расходы будет уходить по 1 млн ₽, а остаточная стоимость грузовика будет снижаться:
Год | Амортизация в БУ, ₽ | Остаточная стоимость, ₽ |
1-й | 1 000 000 | 4 000 000 |
2-й | 1 000 000 | 3 000 000 |
3-й | 1 000 000 | 2 000 000 |
4-й | 1 000 000 | 1 000 000 |
5-й | 1 000 000 | 0 |
Для амортизации в управленческом учете компания решила применить метод уменьшаемого остатка, потому что по плану в первые два года грузовик будет использоваться чаще, а значит, получит больший износ.
Такой метод позволяет списывать затраты в соответствии со степенью износа, и заранее готовиться к будущим расходам на ремонт или замену.
Год | Амортизация в УУ, ₽ | Остаточная стоимость, ₽ |
1-й | 1 800 000 | 3 200 000 |
2-й | 1 200 000 | 2 000 000 |
3-й | 1 000 000 | 1 000 000 |
4-й | 600 000 | 400 000 |
5-й | 400 000 |
Цели и влияние на бизнес. В отличие от бухучета, в управленческом амортизация нужна не для отчетности перед контролирующими органами, а для внутреннего анализа и финансового планирования. Она помогает учитывать реальный износ активов, прогнозировать будущие затраты и корректно формировать цены.
Управленческий учет дает бизнесу больше свободы в учете амортизации и ее влиянии на себестоимость, в зависимости от внутренней политики и целей финансового планирования. В то же время бухгалтерский учет допускает учет амортизации в себестоимости только для тех активов, которые участвуют в производственном процессе.
Как рассчитывать амортизацию в управленческом учете
Первое, что нужно сделать — определить, за какой срок актив придет в негодность. В управленческом учете компания определяет этот срок самостоятельно, исходя из реальных условий эксплуатации.
Для оценки срока службы можно обратить внимание на:
- паспортные данные, куда производитель заносит срок службы оборудования;
- история эксплуатации, если у компании был подобный актив и есть возможность ориентироваться на его фактический износ;
- предполагаемая интенсивность использования, чем выше нагрузка, тем короче срок службы;
- отраслевая практика. Если другие компании меняют аналогичное оборудование раз в пять лет, можно ориентироваться на этот срок с учетом перечисленных выше пунктов.
Когда определились со сроком службы, можно приступить к выбору метода.
Линейный метод. Это когда амортизация начисляется равными долями в течении всего срока службы актива.
Пример:
В маленькую пекарню купили новую печь за 600 000 ₽. Через 5 лет владелец планирует расширяться, поэтому ему потребуется более мощная печь. Значит, срок службы нынешней — 5 лет, и весь этот период ее стоимость будет списываться равными долями.
Расчет амортизации выглядит следующим образом:
600 000 ₽ ÷ 60 (мес) = 10 000 ₽
Каждый месяц на амортизацию будет списываться 10 000 ₽.
Этот метод подходит, если в приоритете простота расчета и равномерное распределение затрат.
Метод уменьшаемого остатка. Когда компания решает списать большую часть стоимости в первые годы эксплуатации актива. Это помогает быстрее учесть затраты на актив, однако, метод не всегда отражает реальный износ, который может быть медленнее или быстрее, чем это заложено в расчете.
Пример:
В студию по созданию контента купили новый айфон для съемки и монтажа видео. Вот только прогресс не стоит на месте, и требования к качеству съемки с каждым годом становятся выше. Через 2 года этот айфон уже не будет актуальным для изначальных задач, его отдадут менеджеру проекта, чтобы тот писал посты. А еще через год — секретарю для связи с клиентами. С каждым годом айфон устаревает и приносит меньше реальной пользы.
Чтобы начать учитывать амортизацию этим методом, нужно оценить, на сколько процентов подешевеет ОС за первый год эксплуатации, а дальше — по накатанной.
Айфон был куплен за 100 000 ₽, и каждый год он будет терять в цене на 19%.
Амортизация за первый год составит:
100 000 Р × 19% = 19 000 ₽
За второй год:
81 000 ₽ × 19% = 15 390 ₽
За третий год:
65 610 ₽ × 19% = 12 466 ₽
Производственный метод. Он основан на фактическом использовании актива и зависит от объема работы. Подходит для производств, где средства работают неравномерно или сезонно.
Пример:
В компании, которая сдает в аренду снегокаты, зимой на них спрос есть, а летом нет. Если списывать амортизацию равномерно по линейному методу, это не отразит реального износа техники, потому что зимой снегоходы работают, а летом стоят в гараже.
Чем больше снегоходы используются, тем быстрее они изнашиваются и тем выше амортизация. Производственный метод позволяет учитывать расходы пропорционально реальной нагрузке на актив и своевременно готовиться к будущим затратам на обслуживание техники.
Как выбрать метод:
- если актив изнашивается равномерно на протяжении всего срока службы, подойдет линейный;
- если актив быстро теряет свою ценность в первые годы, тогда актуален метод уменьшаемого остатка;
- если износ актива зависит от объема работы или фактического использования — производственный метод.
Учитывать амортизацию важно по многим причинам: чтобы понимать реальную себестоимость товаров и услуг, формировать резерв на ремонт, избегать кассовых разрывов и, конечно, больше зарабатывать.