Андрей занимается малоэтажным строительством. На новый проект он закупил все необходимое: брус, строительные смеси, профили. Потратил 1,5 миллиона, заработал — 3,5. Заплатил зарплату сотрудникам, оплатил аренду офиса, услуги бухгалтера — казалось бы, все учел.

Но в арсенале Андрея есть не только материалы и руки рабочих. Он использует различное оборудование, которое изнашивается от объекта к объекту. Придет время, и сломается перфоратор или дрель, краскопульт выйдет из строя. Как учесть расходы на ремонт и покупку нового оборудования? Включить стоимость ремонта в смету заказчика, на объекте которого случилась поломка? Или платить из своего кармана, уменьшая прибыль на стоимость нового краскопульта?

Учет амортизации — вот что поможет Андрею ответить на вопросы выше! В этой статье подробно расскажем, что такое амортизация, зачем она нужна и как поможет в формировании честной стоимости ваших услуг.

Что такое амортизация?

Представьте, что Андрей использует суперпилу стоимостью 100 000 рублей/ после каждого объекта она стачивается на 20%. Это значит, что, после работы на 5 объектах, Андрей будет вынужден покупать новую пилу. Логично «размазать» стоимость пилы на все объекты, а не включать ее только одному заказчику, на долю которого выпала покупка новой. Ведь работала пила на всех объектах.

В нашем примере пила — это основное средство. То, с помощью чего Андрей осуществляет свою работу. Основные средства — это материальные объекты, использующиеся для производства, оказания услуг или управления компанией. Срок их службы — от одного года, стоят они дорого — от 100 000 рублей в налоговом учете или от 40 000 рублей в бухучете.

Получается, что процесс постепенного переноса стоимости основных средств на затраты — это и есть амортизация.

Как узнать, за какой срок основное средство придет в негодность?

Если мы говорим про управленческий учет, то можно руководствоваться здравым смыслом и опытом. Здесь сроки не регламентированы законом, и руководитель сам вправе решать, когда нужно ремонтировать старое оборудование или покупать новое.

Если же вы за счет амортизации уменьшаете налогооблагаемую прибыль, то для определения срока выхода оборудования из строя необходимо использовать специальный классификатор.

Зачем считать амортизацию, если за все уже заплачено?

Не попадайте в ловушку ленивого предпринимателя — не забывайте про учет амортизации, ведь это напрямую влияет на вашу прибыль.

Для подсчета амортизации существует несколько методов:

Методы начисления амортизации

Самый, на наш взгляд, простой — линейный. Отчисления производятся равномерно, на протяжении всего периода использования.

Пример:

Вы купили новый компьютер для бухгалтера стоимостью 40 000 рублей. Через 3 года он устареет, и вам придется покупать новый.

Расчет амортизации выглядит следующим образом:

40 000 Р / 36 (мес) = 1 111 Р

Каждый месяц на амортизацию будет списываться 1 111 Р.

Но такой способ подходит не для всех основных средств. Вспомним суперпилу мастера Андрея. Он может построить 5 домов за полгода, а может сидеть без заказов и реализовать только 5 проектов за год. В таких случаях есть смысл прибегнуть к подсчету амортизации методом полезного использования.

Метод полезного использования похож на линейный. Только стоимость делится не на срок использования, а на максимальный физический параметр, который прослужит основное средство. Параметр зависит от основного средства. Например, для автомобилей это будет пробег в километрах, для нашей пилы — количество часов активной работы.

Преимущество такого метода перед линейным в том, что мы амортизируем ОС только тогда, когда оно используется.

Еще более сложный и запутанный метод начисления амортизации — метод уменьшающегося остатка.

Он подходит не всем и не всегда и полезен для особой категории основных средств — тех, что со временем эксплуатации начинают приносить все меньше и меньше пользы. 

Нам пришлось попотеть, чтобы придумать подходящий пример, но мы смогли!

У вас студия по созданию контента, и для своего сотрудника вы купили новенький айфон, чтобы снимать рилсы, монтировать ролики, делать фото. Вот только прогресс не стоит на месте, и требования к качеству съемки с каждым годом становятся выше. Через 2 года вы отдали этот айфон менеджеру проекта, и теперь он служит для того, чтобы писать посты. А еще через год — секретарю для связи с клиентами. С каждым годом он устаревает , принося все меньше реальной пользы.

Если идея использовать такой метод вам подходит, то ловите способ его учета:

Первое, что необходимо сделать — оценить, на сколько процентов подешевеет наше ОС за первый год эксплуатации, а дальше — по накатанной.

Мы купили айфон за 100 000 рублей, и каждый год он теряет в цене на 19%.

Амортизация за первый год составит: 100 000 Р*19% = 19 000 Р

За второй год: 81 000 Р*19% = 15 390 Р

За третий год: 65 610 Р*19% = 12 466 Р

и т. д.

Выводы

Учитывать амортизацию важно по многим причинам: чтобы знать честную стоимость своих товаров или услуг, формировать резервы на ремонт техники, не попадать в кассовые разрывы, и, наконец, чтобы зарабатывать больше!

Если учет нужен, а разбираться в его настройке не хочется, мы предлагаем настроить финансовый учет в сервисе Adesk при помощи наших специалистов.