Для чего в управленческом учете амортизация

Амортизация — это постепенное списание стоимости основных средств, которые используют в бизнесе: оборудование, здания, автомобили, техника. Она помогает учитывать износ имущества и видеть реальные расходы компании.

Амортизация в бухгалтерском учете и амортизация в управленческом учете — не одно и тоже: бухгалтерская амортизация — это требование законодательства, управленческая — инструмент для реального понимания расходов бизнеса.

Какие задачи решает амортизация в управленческом учете:

  • Учет реальных затрат на активы и прогнозирование будущих расходов. Недооценить амортизацию очень просто, потому что после покупки актива кажется, что раз деньги уже потрачены, учитывать больше нечего. Но амортизация — это такой же расход, как аренда офиса или зарплата, только он растянут на определенный период времени.

Например, кофейня закупила зерно для напитков за 25 000 ₽. Как только его начали использовать, эта сумма ушла в расходы. А через неделю владелец купил кофемашину за 350 000 ₽. Она прослужит около 6 лет, весь этот период часть ее стоимости будет учитываться в расходах, примерно по 4 861 ₽ в месяц. Если кофейня зарабатывает 200 000 ₽ в месяц, владельцу важно понимать, что 4 861 ₽ — это затраты на оборудование. Такой подход помогает финансово подготовиться к возможным затратам на обслуживание кофемашины или ее замену в будущем.

В общем, если запасы можно списывать сразу, то основные средства — нет. Иначе доходы будут завышены, затраты занижены, а ситуация с деньгами бизнеса — непонятной.

  • Влияние на ценообразование и себестоимость. Если амортизация не учтена в себестоимости, то товары или услуги могут оказаться дешевле, чем они есть. Бизнес будет продавать продукцию по цене, которая не покрывает реальные затраты, и в итоге работать в убыток.

Допустим, автосервис купил подъемник за 600 000 ₽ и планирует использовать его 10 лет. Если учитывать его износ равномерно, в себестоимость работ будет включаться 5 000 ₽ в месяц. Это значит, что при расчете цен на услуги важно учитывать не только расходные материалы и оплату мастеров, но и амортизацию оборудования.

Если не заложить амортизацию в стоимость услуг, то можно годами работать с ощущением прибыли, а потом столкнуться с тем, что активы вышли из строя, а денег на новые нет.

Отличия управленческой амортизации от бухгалтерской

В бухучете амортизация регламентирована законом. Есть определенные методы ее начисления, и компания обязана следовать им, даже если они не всегда отражают реальную картину износа.

В управленческом учете можно выбрать тот метод, который удобен и понятен предпринимателю.

Методы и порядок начисления амортизации. В бухгалтерском учете — четыре основные метода начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • списания стоимости пропорционально объему работ;
  • списания стоимости по сумме чисел лет.

Компании обязаны применять один из них и не могут произвольно менять его в любой момент.

Управленческий учет допускает применение гибких схем, которые отражают реальный износ.

Пример:

Компания купила грузовик за 5 млн ₽ и предполагает, что будет использовать его пять лет. В бухгалтерском учете чаще всего применяется линейный метод, при котором стоимость списывается равными частями. Это значит, что каждый год в расходы будет уходить по 1 млн ₽, а остаточная стоимость грузовика будет снижаться:

ГодАмортизация в БУ, ₽Остаточная стоимость, ₽
1-й1 000 0004 000 000
2-й1 000 0003 000 000
3-й1 000 0002 000 000
4-й1 000 0001 000 000
5-й1 000 0000

Для амортизации в управленческом учете компания решила применить метод уменьшаемого остатка, потому что по плану в первые два года грузовик будет использоваться чаще, а значит, получит больший износ.

Такой метод позволяет списывать затраты в соответствии со степенью износа, и заранее готовиться к будущим расходам на ремонт или замену.

ГодАмортизация в УУ, ₽Остаточная стоимость, ₽
1-й1 800 000 3 200 000
2-й1 200 000 2 000 000
3-й1 000 000 1 000 000
4-й600 000400 000
5-й400 000

Цели и влияние на бизнес. В отличие от бухучета, в управленческом амортизация нужна не для отчетности перед контролирующими органами, а для внутреннего анализа и финансового планирования. Она помогает учитывать реальный износ активов, прогнозировать будущие затраты и корректно формировать цены.

Управленческий учет дает бизнесу больше свободы в учете амортизации и ее влиянии на себестоимость, в зависимости от внутренней политики и целей финансового планирования. В то же время бухгалтерский учет допускает учет амортизации в себестоимости только для тех активов, которые участвуют в производственном процессе.

Как рассчитывать амортизацию в управленческом учете

Первое, что нужно сделать — определить, за какой срок актив придет в негодность. В управленческом учете компания определяет этот срок самостоятельно, исходя из реальных условий эксплуатации.

Для оценки срока службы можно обратить внимание на:

  • паспортные данные, куда производитель заносит срок службы оборудования;
  • история эксплуатации, если у компании был подобный актив и есть возможность ориентироваться на его фактический износ;
  • предполагаемая интенсивность использования, чем выше нагрузка, тем короче срок службы;
  • отраслевая практика. Если другие компании меняют аналогичное оборудование раз в пять лет, можно ориентироваться на этот срок с учетом перечисленных выше пунктов.

Когда определились со сроком службы, можно приступить к выбору метода.

Линейный метод. Это когда амортизация начисляется равными долями в течении всего срока службы актива.

Пример:

В маленькую пекарню купили новую печь за 600 000 ₽. Через 5 лет владелец планирует расширяться, поэтому ему потребуется более мощная печь. Значит, срок службы нынешней — 5 лет, и весь этот период ее стоимость будет списываться равными долями.

Расчет амортизации выглядит следующим образом:

600 000 ₽ ÷ 60 (мес) = 10 000 ₽

Каждый месяц на амортизацию будет списываться 10 000 ₽.

Этот метод подходит, если в приоритете простота расчета и равномерное распределение затрат.

Метод уменьшаемого остатка. Когда компания решает списать большую часть стоимости в первые годы эксплуатации актива. Это помогает быстрее учесть затраты на актив, однако, метод не всегда отражает реальный износ, который может быть медленнее или быстрее, чем это заложено в расчете.

Пример:

В студию по созданию контента купили новый айфон для съемки и монтажа видео. Вот только прогресс не стоит на месте, и требования к качеству съемки с каждым годом становятся выше. Через 2 года этот айфон уже не будет актуальным для изначальных задач, его отдадут менеджеру проекта, чтобы тот писал посты. А еще через год — секретарю для связи с клиентами. С каждым годом айфон устаревает и приносит меньше реальной пользы.

Чтобы начать учитывать амортизацию этим методом, нужно оценить, на сколько процентов подешевеет ОС за первый год эксплуатации, а дальше — по накатанной.

Айфон был куплен за 100 000 ₽, и каждый год он будет терять в цене на 19%.

Амортизация за первый год составит:

100 000 Р × 19% = 19 000 ₽

За второй год:

81 000 ₽ × 19% = 15 390 ₽

За третий год:

65 610 ₽ × 19% = 12 466 ₽ 

Производственный метод. Он основан на фактическом использовании актива и зависит от объема работы. Подходит для производств, где средства работают неравномерно или сезонно.

Пример:

В компании, которая сдает в аренду снегокаты, зимой на них спрос есть, а летом нет. Если списывать амортизацию равномерно по линейному методу, это не отразит реального износа техники, потому что зимой снегоходы работают, а летом стоят в гараже.

Чем больше снегоходы используются, тем быстрее они изнашиваются и тем выше амортизация. Производственный метод позволяет учитывать расходы пропорционально реальной нагрузке на актив и своевременно готовиться к будущим затратам на обслуживание техники.

Как выбрать метод:

  • если актив изнашивается равномерно на протяжении всего срока службы, подойдет линейный;
  • если актив быстро теряет свою ценность в первые годы, тогда актуален метод уменьшаемого остатка;
  • если износ актива зависит от объема работы или фактического использования — производственный метод.

Учитывать амортизацию важно по многим причинам: чтобы понимать реальную себестоимость товаров и услуг, формировать резерв на ремонт, избегать кассовых разрывов и, конечно, больше зарабатывать.