Как понять, что компания стоит на месте
В управлении компанией рано или поздно наступает момент, когда руководитель задается вопросом: «Почему нет роста?». Вроде и отдел маркетинга старается, и продаем хорошо, и клиенты лояльные, а что-то все равно не то. Это период такой или, может, стагнация?
Такие точки в бизнесе и называются узкими местами, поскольку процесс ограничен пропускной способностью. Бутылочное горлышко — тот самый фактор, мешающий расти компании. При этом, горлышко может появляться в разных местах: отдел продаж, маркетинг, производство и так далее.
Если вы не понимаете, ваш бизнес стоит на месте или нет — не волнуйтесь, вот маркёры «застоя» компании:
- У компании снизился оборот. Если вы стали замечать, что прикладывая те же усилия и не меняя рабочих процессов, вы стали получать меньше выручки, советуем задуматься в чем может быть причина.
- База клиентов прирастает медленнее. Вы видите, что в течение полугода-года новых клиентов стало меньше, чем, например, в прошлом году или пару месяцев назад.
- Клиент не делает повторный заказ. Потребители приходят один раз, совершают покупку и не возвращаются.
- Процент удовлетворенности клиентов стал ниже. Стало больше рекламаций и негативной обратной связи, на вашу компанию и товары больше негативных отзывов, клиенты стали чаще недовольны вашими продуктами и услугами.
- Сотрудники увольняются. Зачастую, команда видит одну сторону компании, руководство — другую. Если ваши сотрудники один за другим приносят заявления об увольнении, вероятно, ваша компания перестала расти.
Причины, мешающие росту бизнеса
Бизнес — тоже растение, мешать росту которого может один или несколько факторов. Разберемся в возможных причинах подробнее.
Неграмотное управление командой
Командная работа — сложный механизм, работа которого напрямую влияет на результаты компании. Руководитель должен представлять, что он ждет от работников, но важно понимать, что сотрудник ≠ должник. Его жизнь не ограничена только стенами компании. Чаще благодарите своих сотрудников, решайте конфликты, предостерегайте от выгорания — и ваш механизм будет работать слажено.
Неумелое делегирование
Еще одна частая причина, мешающая бизнесу расти — неумение руководителей грамотно делегировать. Чем больше руководитель берет на себя, тем меньше растет компания. И в этом случае может начаться выгорание.
Читайте также: Как руководителю выйти из операционки: пошаговая инструкция и советы
Отказ от выхода из зоны комфорта
Если руководитель не хочет вывести бизнес из зоны комфорта, то роста точно ждать не стоит. Здесь как в компьютерной игре: чтобы выйти на новый уровень, нужно идти биться с боссом. А если не выходить на сражение, то и победы ждать не стоит.
Отсутствие цели и стратегии
Процесс — это хорошо. Процесс ради процесса — плохо. Должна быть стратегия. Руководитель должен хотя бы примерно понимать, куда его компания движется, что будет с ней через время и какой цели он хочет достичь. Без этого бизнес цвести не будет.
Как сдвинуться с места и начать расти
Да, но нет. В реальности хаосом управлять не выйдет. Самое главное, когда вы нашли причину, львиную долю ресурсов необходимо бросить на решение. Это важный момент — большинство делает всё по чуть-чуть, а лучше подходить к проблемам комплексно. Чем раньше вы опишите цель и возьметесь за исправление процессов, тем быстрее ваш бизнес зацветет.
Что можно сделать, чтобы выйти из застоя
- Пересмотреть фирменный стиль. Логотип и фирменный стиль — это лицо компании. Ребрендинг поможет не только укрепить отношения с уже лояльными клиентами, но и привлекать новую аудиторию.
- Поработать с командой. Мы уже говорили, что успех проектов во многом зависит от того, насколько команда заинтересована в результате. Очень важно наладить климат внутри коллектива: отправьте менеджеров на интересующее их обучение, обновите кофемашину или просто устройте внеочередной выезд сотрудников на природу.
- Поговорить с клиентами. Предложите им пройти небольшой опрос о плюсах и минусах вашей компании с их стороны, а за уделенное время не забудьте вознаградить бонусами или подарком. Иногда очевидное для сотрудников, не очевидное для клиентов, и наоборот.
- Обновить условия программы лояльности. Постоянные клиенты приносят компаниям примерно на 60-80 % прибыли больше, чем новые. Важно не только завоевывать новую аудиторию, но и удерживать старую (тем более это дешевле). В этом помогают программы лояльности с бонусами, подарками и системой скидок за покупки или пользование услугами.
Читайте также: Как бизнесу удержать клиентов: 16 способов
Важно понимать, что каждая компания уникальна. Нет универсального ответа на вопрос: «Почему бизнес не растет?», но есть несколько возможных и самых распространенных причин, о которых вы теперь знаете.