За все время, что я занимаюсь бизнесом, я понял: нельзя развить или улучшить продукт, если не тестировать гипотезы регулярно. При этом в начале пути это не всегда получается сделать без ошибок, а любая ошибка — риск или убытки для компании.
Я решил собрать свой опыт и рассказать о своих факапах: почему они возникали, какие выводы из них можно сделать и как их избежать. Пользуйтесь советами ниже, чтобы не сливать нервы, время и деньги зря.
Проводить анализ рынка до запуска даже минимальной версии продукта
Один из моих первых проектов — мобильное приложение для заказа и доставки бутилированной воды. В то время, чтобы купить воду для кулера, нужно было самому приехать к магазину, сдать старые бутылки, закинуть в багажник новые и дотащить их до дома или офиса. А в моем приложении можно было в три клика заказать доставку воды до двери.
Идея казалась мне революционной и очень востребованной, так что я решил не тестировать гипотезу и сразу выпустить MVP-версию приложения — так мы создали JetWaiver.
В итоге приложением никто не пользовался: оказалось, что на тот момент рынок не был готов к такому сервису. Клиенты не понимали, зачем платить за доставку в приложении, если можно по старинке дотащить бутылки самому. А продавцы воды не понимали, зачем покупать мое приложение, если покупатели и так приезжают. Я ошибся, потому что не провел исследование рынка и не объяснил клиентам ценность приложения заранее.
Уточнять запросы клиентов и искать общее понимание проблемы
Одно время пользователи Adesk часто писали в чат поддержки с просьбой добавить функцию выставления счетов для контрагентов. Мы увидели запрос и через некоторое время выкатили полноценную версию функции «Счета». Нас так часто о них спрашивали, что мы были уверены в востребованности нового сервиса.
В реальности для большинства клиентов «Счета» оказались неактуальными. Первое время пользователи заходили во вкладку по ошибке: думали, что там хранится информация об их банковских счетах. А потом этой функцией стали пользоваться реже, и мы решили убрать её из основного меню, чтобы не путать клиентов.
Дорабатывать неудачные гипотезы, а не отправлять их в корзину сразу
Если гипотеза не сработала, это не повод от нее отказываться. Например, в Adesk есть возможность протестировать работу сервиса на демоданных. Изначально для примера мы придумали абстрактный строительный бизнес — в нем много разных операций, контрагентов и можно показать максимум функций.
Но когда мы посчитали конверсию в продажу у тех, кто пользовался демоверсией, и тех, кто сразу загрузил свои реальные данные, мы очень удивились: те, кто стартовал с демоданных, реже становились нашими клиентами.
Первой мыслью было вообще избавиться от возможности загрузить демоданные. Но мы решили дать им еще один шанс и предложить пользователям загружать больше вариантов демоданных, чтобы понять принцип работы сервиса. Все-таки специалисту из digital-сферы может быть сложно разобраться в операциях и бизнес-процессах, происходящих на стройке.
В итоге доработка гипотезы помогла нам увеличить количество пользователей сервиса и конверсию.
Оценить стоимость разработки и потенциальный заработок до начала тестирования
Сейчас в Adesk есть только один тариф, но мы хотели бы сделать тарифную сетку. Есть предположение, что это привлечет новых клиентов, которым нужны не все функции сервиса, а только их часть.
На первый взгляд идея кажется легкой в исполнении: ну подумаешь, ввести новые тарифы, добавить пару кнопок, немного поправить функционал. Но оказалось, что проверка этой гипотезы стоит дорого: необходимо придумать инструмент для ограничения функций в системе, связать с оплатой, внедрить все это на фронт- и бэкенде. А если идея не сработает, придется откатывать систему назад и заново пересобирать интерфейс сервиса.
Вдобавок есть риск, что тарифное разнообразие не станет востребованным и не принесет больше лидов. Мы потратим сотни тысяч рублей на тестирование и внедрение новой идеи, а заработаем на ней в 2-3 раза меньше.