Что такое оборотный капитал
При помощи оборотного капитала компания покрывает расходы на покупку сырья и материалов, оплату коммунальных услуг, налоги, аренду, рекламу, логистику и зарплаты сотрудникам. Без него не выживет ни один бизнес.
Операционный цикл (ОЦ) — это полный цикл, необходимый для реализации товара или оказания услуги. Он может длиться пару дней или несколько месяцев.
Из чего состоит оборотный капитал
Оборотный капитал состоит из активов — деньги, запасы и дебиторская задолженность, и пассивов — кредиторская задолженность (долгосрочные обязательства — более 12 мес., и краткосрочные — менее 12 мес.).
- Деньги — наличные в кассе, средства на счетах, вкладах.
- Запасы — товары, сырье. Например, в строительной компании, они могут быть в виде цемента, бетономешалки и кирпичей, а у продавца на маркетплейсах — в виде товаров на складе.
- Дебиторская задолженность — деньги, товары и услуги, которые должны вам. Например, компания по изготовлению медицинских халатов сшила и продала оптом 1000 изделий, и по договоренности деньги поступят через месяц. Сумма, которую должен заплатить покупатель, становится для производителя дебиторской задолженностью.
- Кредиторская задолженность — это финансовые обязательства компании по оплате товаров, услуг, которые могут возникать перед банком, поставщиками, государством и подрядчиками. Если компания заказала станки и договорилась об отсрочке на 2 месяца, то сумма, которую она должна заплатить, будет считаться кредиторской задолженностью.
Как и зачем считать оборотный капитал
Оборотный капитал рассчитывается по формуле:
ОК = Дебиторская задолженность + Запасы + Деньги
Положительный оборотный капитал означает, что компания замораживает деньги в активах, например, на складе.
Отрицательный оборотный капитал говорит о том, что компания предпочитает оборачивать чужие деньги, а не замораживать свои.
К оборотному капиталу чаще всего относятся как индикатору стабильности. Если в нём замечают отклонения и перекосы — это повод погрузится в детали и разобраться, управляемыми были изменения, или что-то произошло, что компания не планировала. .Но сам по себе оборотный капитал чаще всего.
Также показатель ОК можно использовать для:
Определения ликвидности компании — оценивать, насколько быстро можно продать активы без финансовых потерь и получить денежные средства. Например, строительной компании потребовались деньги, чтобы рассчитаться с банком. На складе лежит цемент (с запасом), который всегда актуален для продажи, поэтому его можно быстро реализовать и погасить задолженность.
Планирования — управлять финансами и следить за тем, чтобы активов хватало для покрытия обязательств в течение года. Например, завод производит новогодние игрушки, его пик продаж — зима, хотя обязательства в виде выплат зарплат, аренды, обслуживания оборудования сохраняются в течение года, поэтому компания всегда откладывает деньги, чтобы избежать финансовых трудностей.
Оценки кредитоспособности — размер оборотного капитала может служить одним из показателей надежности и стабильности компании для банка.
Что такое собственный оборотный капитал
СОК показывает, какая доля от всего оборотного капитала принадлежит компании, а какая — кредиторам. Этот показатель часто смотрят банки — он помогает им оценить риски и исходя из этого предложить ставку, срок, сумму.
Формула Собственного Оборотного Капитала:
СОК = Деньги + Запасы + Дебиторская задолженность − Кредиторская задолженность — Краткосрочные обязательства
Как управлять оборотным капиталом
Чтобы понять, насколько компания эффективно использует оборотный капитал необходимо рассчитать коэффициенты оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости капитала показывает число оборотов, которые активы совершают за определенный период.
К ок = Выручка ÷ средняя величина оборотного капитала
Высокий коэффициент оборачиваемости (больше двух) считается хорошим знаком, потому что показывает, что компания эффективно использует свои активы для получения выручки. Все, что ниже двух — повод для беспокойства.
Коэффициент оборачиваемость запасов — показывает, как быстро запасы превращаются в продажи и на сколько времени этих запасов хватит. Чем быстрее — тем лучше.
К оз = себестоимость продаж ÷ среднегодовой остаток запасов
К оз = выручка ÷ среднегодовой остаток запасов
Низкие значения коэффициента могут свидетельствовать о нерентабельности товара, так как он медленно продается и накапливается на складах. Высокие значения указывают на хорошие продажи и отсутствие избыточных запасов. Однако очень высокий коэффициент может означать, что товара на складе недостаточно.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности — демонстрирует, как быстро компания получает оплату от клиентов за проданные товары или услуги. Формула:
К одз = выручка ÷ средний остаток дебиторской задолженности
Чем выше этот коэффициент, тем лучше: это значит, что покупатели быстро расплачиваются.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности — указывает, как быстро компания расплачивается с поставщиками и кредиторами. Рассчитывается по формуле:
К окз = себестоимость проданных товаров ÷ средняя кредиторская задолженность
Если коэффициент оборачиваемости высокий, это указывает на финансовую устойчивость и платежеспособность. Низкий коэффициент, наоборот, говорит о том, что для финансирования деятельности придется использовать непогашенную кредиторскую задолженность.