Ошибка 1. Неправильный выбор сотрудников

У Кати своя студия дизайна. Ее 3D-визуализатор ушла в декрет, и место занял Иван, который произвел отличное впечатление на собеседовании. Ему поручили задание разработать дизайн коммерческого помещения. Когда Иван сдал проект, оказалось, что с задачей он не справился — ошибка стоила Кате репутации и 200 000 ₽ компенсации заказчику. 

Или другой пример: Коля, устроился пиарщиком в компанию, которая изготавливает шубы из искусственного меха. Владелица — зоозащитница, а Коля обожает охоту. На одной из презентаций новой коллекции он, увлекшись, рассказал корреспондентам о своих трофеях и его речь опубликовали на местном телеканале. Клиенты негодовали и отказались от продукции компании.

Выбирая сотрудников, оценивайте их комплексно: и на соответствие скиллов занимаемой должности, и на совпадение с ценностями компании. 

Читайте также: Как создать классную команду и эффективно управлять ею — 7 советов от основателя Pyrobyte

Ошибка 2. Отключение от процессов

Вы знаете свою компанию лучше всего, поэтому важно не бросать бизнес-процессы на самотек, даже если кажется, что команда справляется. 

Лариса открыла несколько маникюрных салонов. Все шло как по маслу: качественный сервис, довольные клиенты, устоявшийся коллектив. Однажды она устала контролировать закупки, сотрудников, и улетела в Африку на полгода, а контроль процессов делегировала своему помощнику. Первое время все было хорошо, но когда собственница вернулась из отпуска, выяснилось, что:

Снизился поток новых клиентов. SMM-специалиста, который снимал классные видео для соцсетей и привлекал 50% клиентов, переманили конкуренты.

Качество услуги упало. Из-за кризиса в стране цены на материалы взлетели и помощник начал закупать дешевые товары.

Уровень сервиса снизился. Клиенты привыкли к вкусному кофе, крему для рук и пилочкам в подарок, но перестали это получать.

Чтобы вернуть клиентов, улучшить качество обслуживания и нанять новых сотрудников Ларисе потребовалось два года, а сколько это стоило — даже представить страшно. 

Ошибка 3. Микроменеджмент

Обратная крайность: когда владелец компании полностью контролирует сотрудников и не дает им самостоятельности — это снижает мотивацию и эффективность работы команды. 

Антон — владелец IT-компании, занимающейся разработкой мобильных приложений. Его «детище» было лидером на рынке семь лет. Однако предприниматель не доверял своим подчиненным и чрезмерно их контролировал: вмешивался в рабочие процессы и отвергал идеи команды. В результате многие клиенты ушли к конкурентам, потому что Антону было некогда заниматься стратегическими задачами — все его внимание занимали мелкие процессы. 

Команда вскоре тоже развалилась — 30% сотрудников ушли из компании, устав от постоянного давления руководителя. 

Читайте также: Как руководителю выйти из операционки: пошаговая инструкция и советы

Ошибка 4. Отсутствие грамотного управленческого учета

Миша — гуру семеноводства. Более 20 лет он отдал питомнику, где занимался разведением растений. Однажды он открыл собственное дело и первое время самостоятельно следил за финансами, но, устав, от бесконечных таблиц, передал финучет бухгалтеру. Тогда-то и начались проблемы: Миша погряз в долгах, и из-за уменьшения прибыли и роста скрытых расходов компанию признали банкротом.

Миша не учел, что Ирина ведет бухгалтерский, а не управленческий учет. Первый нужен для отчета перед государством, а второй — для анализа финансового состояния компании в реальном времени и принятия взвешенных решений. Управленческий учет необходим прежде всего предпринимателю, поэтому собственники бизнеса часто ведут его самостоятельна, а когда компания вырастает — делегируют финансовому директору. 

Ошибка 5. Вера только в сарафанное радио

Даже если у вас самый классный продукт на планете, никто про него не узнает без рекламы. И вы можете возразить: а как же сарафанное радио?!
Да, оно работает, но этот канал привлечения клиентов не резиновый и рано или поздно упирается в потолок. 

Марина шила эксклюзивные свадебные платья, и когда заработала стартовый капитал, расширила свой бизнес: отшила коллекцию и сняла помещение в торговом центре. Она имела хороший доход благодаря сарафанному радио, но вкладывать деньги в рекламу не хотела. Вскоре рядом открылись конкуренты, предлагающие платья из Китая. Несмотря на то, что качество их изделий уступало роскошным платьям Марины, они понимали: реклама — это путь к расширению и развитию. Через полгода конкуренты открыли второй салон в городе, а Марина закрылась, потому что не смогла выдержать конкуренции.

Ошибка 6. Отсутствие обучения

Курсы, форумы, клубы единомышленников, новые источники вдохновения — всё это помогает собственнику быть гибким, быстро адаптироваться к меняющемуся рынку, признавать ошибки и вести компанию к росту. 

Завод Игоря по производству лимонадов занимал первое место на рынке. Но мужчина не развивался и отказывался от идей сотрудников по обновлению дизайна упаковки и улучшению рецептуры. Ситуация обострилась, когда на рынке появились конкуренты. Они предложили клиентам современный дизайн, составы без сахара и консервантов, и их напитки раскупали как горячие пирожки. Продукция Игоря, к сожалению, пылилась на полках, а бизнес перестал приносить прибыль. 

Читайте также: Курсы для предпринимателей: куда пойти учиться, чтобы стать эффективнее