Что такое диаграмма Исикавы и зачем нужна
Диаграммы Исикавы — это инструмент, который помогает найти причины проблем в бизнесе и пути их решения.
По внешнему виду схема напоминает скелет рыбы и неофициально называется «рыбья кость». Изначально она была создана для производственной отрасли, но со временем стала использоваться в финансах, торговле, маркетинге, менеджменте и других сферах.
Пример: компания «Хвосты и лапы» по итогам года заметила падение выручки на 30 процентов относительно прошлого года. Что делать в этой ситуации? Можно сразу начать сокрушаться из-за кризиса и санкций, поставив крест на компании, а можно — поискать реальную причину проблем с помощью диаграммы «рыбья кость».
- Голова и хребет рыбы описывают проблему. В нашем случае — на 30% снизилась выручка компании.
- Крупные кости, растущие из хребта, — это группы факторов, влияющие на падение выручки. Это могут быть сотрудники, материалы, оборудование, какое-то внешнее влияние, измерения, методы.
- Тонкие кости — это второстепенные факторы, которые подробно описывают проблему: почему выручка упала? Возможно, это связано с действиями сотрудников и менеджеры отдела продаж перестали использовать скрипты, а возможно, проблема в снижении качества сырья и, как итог, качества продукции.
Такая визуализация помогает декомпозировать процессы, то есть разбить сложное на простые части. Благодаря этому, проблема, которая кажется гигантской, разделяется на более мелкие и ее становится проще решить.
Как и любой инструмент, диаграмма Исикавы имеет свои особенности, о которых стоит помнить при ее использовании:
- Некоторые причины проблем нельзя отнести к какой либо категории. Например, если причина лежит на поверхности: продажи снизились в то время, когда весь отдел был на больничном.
- Построение диаграммы и ее анализ — дело не быстрое, поэтому инструмент не подходит для принятия молниеносных решений.
- Если в процессе построения диаграммы были найдено несколько причин проблемы, бывает сложно выбрать из них приоритетные.
Как построить диаграмму Исикавы
Шаг 1. Сформулируйте проблему. Например, в компании «Чебурашка» возник кассовый разрыв: нет денег, чтобы выплатить зарплаты, оплатить аренду, закупить сырье.
Шаг 2. Визуализируйте проблему, например, используя этот бесплатный шаблон. Запишите в голове рыбы проблему — в нашем случае это будет кассовый разрыв.
Шаг 3. Определите факторы, которые стали причиной проблемы и запишите их на крупных костях. Это могут быть, например, сотрудники, оборудование, материалы, методы, измерения, окружающая среда.
Шаг 4. Организуйте мозговой штурм и запишите на тонкие кости причины проблем. В нашем случае важно определить, почему у компании случился кассовый разрыв. Например, собственник компании сделал ремонт в офисе или случилось резкое подорожание сырья.
Шаг 5. Задайте себе вопрос «Почему?» минимум пять раз — это поможет определить причины проблем и быстрее докопаться до сути.
- Почему собственник сделал внеплановый ремонт в офисе? — На потолке отслоилась штукатурка.
- Почему это произошло? — Арендодателю не до этого.
- Почему ему не до этого? — Он сдает еще 50 помещений в городе.
- Почему собственник не снял другое помещение? — Этот офис обходится дешевле, чем другие.
- Почему ремонт обошелся дешевле, чем аренда помещения уже с готовым ремонтом? — Собственнику нравится расположение офиса.
- Почему собственник не планировал ремонт заранее? — Он не следит за финансами и думал, что вписывается в бюджет.
Шаг 6. Выделите весомые причины проблемы и подумайте о решениях. В данном примере основная проблема не в ремонте, а в необходимости собственнику прокачать знания в области финансов или привлечь специалиста.
Шаг 7. Оцените результаты: если вы ввели изменения, а проблема не решилась, нужно еще раз составить диаграмму и проанализировать ошибки.
Какие вариации диаграммы Исикавы существуют
Построить диаграмму можно, используя разные схемы — выбор зависит от специфики бизнеса, проблем компании и целей, которые преследует собственник.
Схема 6М (классическая)
Состоит из шести факторов: сотрудники, оборудование, материалы, методы, измерения, окружающая среда. Подходит для тех, кто делает диаграмму впервые.
Схема 3М
Упрощенная версия 6М. В этом варианте диаграммы используется три фактора: человек, машина, материалы. Она нужна для маркетинговых стратегий, анализа рынка, конкурентов и аудитории.
Схема 5М
Включает пять факторов: человек, оборудование или транспорт, материалы, измерения, методы достижения результатов. Ей пользуются для определения качества продукта.
Схема 8 Р
Диаграмма из восьми факторов: продукт, цена, место продажи, реклама, люди, которые будут пользоваться продуктом, упаковка, процесс и позиционирование. Она помогает определить боль потребителя и его мотив приобрести продукт.
Схема 4 S
Рассматривает 4 фактора: поставщики, системы, окружающая среда и навыки. Нужна для того чтобы анализировать недовольства клиентов, сбои в системе и проблемы с задержками в обслуживании. Больше всего подходит для сферы услуг — салонов красоты, туристических агентств, банков.
«Рыбью кость» можно использовать при недостаточном трафике, неэффективной работе отдела, плохой узнаваемости бренда или низкой конверсии посетителей в покупателей. Благодаря ей как крупный бизнес, так и начинающие предприниматели смогут выявить проблему, устранить ее и сформировать стратегию для дальнейшего развития.