Выручка
Пекарня «Крендель» реализует хлебобулочные изделия. За месяц было продано товаров на 150 000 ₽ – это и есть выручка.
Выручка бывает двух видов:
- Валовой – сумма до вычета обязательных платежей вроде налогов или акцизов.
- Чистой – после уплаты всех обязательных взносов.
Доход
При этом доходом будут считаться не все поступления на счет компании – исключения зафиксированы в приказе Минфина N32н.
В доходы не учитываются:
- Обязательные платежи, которые на ваш счет перечислили другие компании или люди. Например, НДС – это не доход.
- Авансы, задатки и предоплаты за еще не выполненные обязательства.
- Возврат займов, которые компания выдавала физическим или юридическим лицам.
Доходы компании состоят из двух частей:
- Денег, полученных компанией по основному виду деятельности. Основной будет считаться та деятельность, ради которой вы открывали бизнес. Например, для цветочной лавки реализационной деятельностью будет продажа цветов, а для булочной – выпечки.
- Прочих поступлений. Сюда входят внереализационные доходы, то есть те деньги, которые вы получили не за основную деятельность. К таким поступлениям относятся, например, доходы от сдачи в аренду или продажи части бизнеса.
Кроме выручки в 150 000 ₽, пекарня «Крендель» заработала еще 30 000 ₽ на субаренде для кофейного автомата, а также получила 15 000 ₽ неустойки за задержку поставки муки.
- 150 000 ₽ – это доход от реализации (выручка)
- 30 000 ₽ и 15 000 ₽ – внереализационные доходы
Доход = 150 000 + 30 000 + 15 000 = 195 000 ₽
Прибыль
Этот показатель демонстрирует, приносит ли ваш бизнес деньги, или все полученные средства уходят на оплату расходов.
В бухгалтерском учете прибыль имеет несколько классификаций. Она может опираться на источник поступления, быть распределенной и нераспределенной, облагаться или не облагаться налогом. В управленческом учете такая детальная разбивка ни к чему – предпринимателю достаточно знать о 4 видах прибыли:
- валовой;
- операционной;
- балансовой;
- чистой.
Напомним, что пекарня «Крендель» за месяц получила 150 000 ₽ выручки. Для производства товаров 25 000 ₽ было потрачено на продукты – муку, сахар, молоко, и еще по 15 000 ₽, с учетом налогов и отчислений, выплачено двум пекарям.
Валовая прибыль = 150 000 – 25 000 – 15 000*2 = 95 000 ₽
Пекарня арендует помещение за 35 000 ₽ – это операционные расходы.
Операционная прибыль = 95 000 – 35 000 = 60 000 ₽
В этом расчете вычитаются затраты, которые прямо не связаны с основной деятельностью компании, например, проценты по кредитам или штрафы.
Мы помним, что внереализационный доход «Кренделя» в этом месяце состоит из оплаты неустойки и субаренды. А еще, пекарня внесла очередной платеж по кредиту за духовой шкаф в размере 8 000 ₽.
Балансовая прибыль = 60 000 + 45 000 – 8 000 = 97 000 ₽
С балансовой прибыли владелец пекарни заплатил налог в размере 6%.
Чистая прибыль = 97 000 – 6% (5 820) = 91 180 ₽
В нашем примере «Крендель» имеет положительную чистую прибыль, но так бывает не всегда. В отличие от выручки и дохода, этот показатель может быть и нулевым, и отрицательным. Если после расчетов вы получили результат меньше нуля, значит в этом отчетном периоде бизнес был убыточным – вы потратили на него больше, чем заработали.
Заключение
Мы разобрались, чем отличаются между собой прибыль, выручка и доход, а теперь закрепим результат.
- Выручка – это оборот по тому виду деятельности, ради которого вы открыли бизнес. У цветочного – это продажа цветов, а у аутсорсинговой компании – реализация услуг своих специалистов.
- Доход – это совокупность всех поступлений на счета компании – и от основной, и от вспомогательной деятельности, например, аренды. Но некоторые поступления доходами не считаются – они указаны в приказе Минфина N32н.
- Прибыль – это деньги, которые остаются у компании после закрытия всех обязательств: расчетов с поставщиками, выплаты зарплаты, уплаты налогов и других взносов.
Прибыль, доход и выручка – важные финансовые показатели, которые наглядно продемонстрируют, откуда поступают деньги, на что тратятся и что остается в итоге. Именно они помогают определить эффективность бизнеса и вовремя внести коррективы – отказаться от нерентабельных проектов или лишних расходов.