Сложность 1. Затолкать в продукт всё
Когда компания находится на стадии идеи, начинающие предприниматели стараются вместить туда всё. Так было и у Арины с Ярославом: они планировали и социальную сеть, и ленту вакансий, и карьерную поддержку.
Но тут важно помнить, что в первую очередь продукт должен решать задачу клиента — с другим подходом бизнес ждет провал.
Сложность 2. Завернуть свою экспертизу в продукт
Частая история: у вас есть знания и уверенность, но как упаковать продукт — не понятно. Или наоборот: можете оформить бренд, но совсем не понимаете, как в эту обертку упаковать экспертизу.
Поэтому Арина и Ярослав начали бизнес вместе: у нее — глубокое понимание карьерных вопросов, HR-экспертиза, у него — технический бэкграунд и знание, как делать IT продукты.
Сложность 3. Не выгореть на скучном рынке
Начинать бизнес интереснее в какой-то необычной и трендовой сфере, в криптовалюте, например, или AI. Такое дело может дать быстрый результат, но создать продукт на долгое время в быстро меняющихся рынках сложно. Арина уверена, что делать действительно прибыльное дело стоит именно на «скучном» рынке.
Когда рынок «скучный» есть риск заскучать самому, но опытные предприниматели уверены — это лучше, чем ворваться в какой-то трендовый проект на драйве и потерять интерес через пару месяцев.
Сложность 4. Найти деньги для старта и не развалиться
Знакомая многим начинающим предпринимателям проблема — деньги для старта. У Арины и Ярослава были отложены 300-400 тысяч, на которые начали бизнес, но со сложностями: на первых этапах привлечь клиентов, партнеров, инвестиции тяжело, поэтому приходилось оставаться без зарплаты, делить рабочие задачи между собой и стараться не падать духом.
Из отсутствия денег вытекает невозможность сразу нанять команду профессионалов, потому что нет возможности им платить. Поэтому сначала в компании появляются джуны, которые делают ошибки, медленно въезжают в работу и требуют контроля. Или сотрудник решает уйти, и фаундеру приходится снова брать обязанности на себя, пока ищется замена. В такие моменты сложнее всего не бросить бизнес и не уйти в найм: нужно помнить, что усталость — это нормально.
Об этом и не только поговорим на конференции Venture Day в Москве. 8 спикеров и 4 часа полезной информации о том, как стать проектом, привлекательным для инвесторов, и как обращаться с полученными инвестициями.
Много пользы, нетворкинг и неформальный ужин в конце — всё это ждет участников 6 ноября 2024 на конференции Venture Day. Успейте занять место!
Занять место →
Сложность 5. Привлечь клиентов неизвестному бренду
Выбор канала рекламы и поиск путей привлечения первых клиентов — еще одна проблема для стартапа. У careerspace это вышло органично: Арина завела телеграм-канал еще до того, как это стало мейнстримом, — именно с него пришли первые пользователи.
На B2C компания вышла тем же путем — через Телеграм. Подключать другие маркетинговые каналы начали только когда поняли, что есть две вещи: предложение для клиентов и путь масштабирования бизнеса.
Сложность 6. Дать клиенту, что он хочет
Обратная связь от пользователей — это хорошо, но прислушиваться к ней нужно избирательно. Не зря существует анекдотичная история о Генри Форде: если бы он спросил у людей, что они хотят, то получил ответ «лошадь побыстрее», а не машину. Поэтому для предпринимателя важно угадать потребность клиента и что-то предложить — в этом вся сложность.
Арина уверена, что предпринимателю нужно понимать, в какую сторону вести продукт, давать новое предложение своему клиенту, потому что с 99% вероятностью люди не знают, чего хотят. Хороший предприниматель умеет дать клиенту то, что он сам не подозревал, что ему нужно.
Сложность 7. Всегда быть задействованным в бизнес-процессах
Существует мнение, что фаундер мечтает наладить команду, выйти из операционки и счастливо получать дивиденды, лежа в гамаке на Мальдивах. На деле происходит не так: CEO включен в процессы — как минимум, финальное слово в принятии важных решений всегда будет за ним.
Собрать хорошую команду правда важно, но не умаляйте роль основателя: в его компетенциях брать на себя риск и принимать решения, которые выведут компанию на новый уровень.
Бонус: три совета от Арины Хромовой перед открытием своего дела
🔵 Подумать. И потом еще раз подумать. Арина уверена, что лучше сначала поработать в найме на руководящей должности, понять всю кухню, а уже потом — думать о собственном деле.
🔵 Закрыть все долги и обязательства. Второй важный момент — это остаться без финансовых хвостов: накопить подушку, закрыть кредиты и быть уверенным, что деньги на жизнь есть, потому что всё, что может пойти не так, пойдет не так в первый же год — это Арина и Ярослав проверили на собственном опыте.
🔵 Быть готовым к одиночеству. Понять тяготы предпринимательства может только другой предприниматель. Возможно, именно поэтому так распространены разные предпринимательские сообщества — «обычным» людям сложно разделять переживания бизнесменов.
Когда открываешь свое дело, важно не бояться трудностей, а сталкиваться с ними лицом к лицу. Путь Арины и Ярослава показывает, что бизнес — это не миллионные дивиденды и успех с первого раза, а постоянная упорная работа и поддержка боевого духа. Ровно принимая взлеты и падения, вы сможете добиться результатов, к которым стремитесь, — в этом наша редакция уверена.