Что такое метод SMART

SMART — это метод постановки целей, который помогает сфокусироваться на главном и выбрать оптимальный путь для достижения результата.

Методика помогает превратить абстрактные цели в четкие и понятные. Первым такой алгоритм постановки задач описал Джордж Т.Доран в статье «There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives» в 1981 году. Он уверял, что методика поможет эффективнее и быстрее достигать целей.

Согласно исследованию ресурса notejoy бизнес активно использует метод SMART. Например, центр здоровья и изменения жизни Ambrosia Treatment Center в 2016 году поставил цель раздать 1500 бесплатных дней лечения для наркозависимых, в 2017 — 1860, а в 2018 увеличил до 2000. Благодаря измеримости, четкости цели и сроков исполнения компания смогла добиться ощутимых результатов и помочь нуждающимся.

Без четкого понимания, куда двигаться, бизнес топчется на месте. Метод SMART помогает найти ориентир для роста, а также:

  1. Сфокусированность и эффективность. Когда цель конкретна и измерима, вы точно знаете, что нужно делать — это экономит время и ресурсы, позволяет избежать ненужных действий.
  2. Повышение мотивации команды. Когда сотрудники видят четкие ориентиры и понимают, как их достижения будут измеряться, они становятся более мотивированными и вовлеченными в процесс.
  3. Контроль и оценка прогресса. Измеримые и ограниченные во времени цели позволяют регулярно отслеживать прогресс, вовремя корректировать курс и достигать результатов быстрее.
  4. Снижение стресса и хаоса. Вы понимаете, куда движетесь, и можете более рационально распределять свое время и ресурсы.

Критерии целей по SMART

Всего их 5:

S — specific — конкретная;

M — measurable — измеримая;

A — achievable — достижимая;

R — relevant — значимая;

T — time-bound — ограниченная по времени.

🔷 S — specific — конкретная

Ваша цель должна быть четко сформулированной, чтобы каждый член команды понимал ее одинаково. К ней можно задать вопросы: как? зачем? почему? для чего? Понятная цель позволяет представить конечный результат, что делает достижение легче.

Добавить детальности помогут глаголы-действия: открыть, привлечь, закрыть, продать. Избегайте абстракций: улучшить, оптимизировать, масштабировать.

🔷 M — measurable — измеримая

У цели должны быть конкретные показатели выполнения: конверсия, выручка, новые покупатели. Важно, чтобы цель заставляла выйти из зоны комфорта, но не превращалась в недостижимую иллюзию.

🔷 A — achievable — достижимая

Важно, чтобы цель была реальной: если понимаете, что в данный момент у компании нет ресурсов для реализации масштабного проекта, не стоит пытаться прыгнуть выше головы. В противном случае недостижимая цель демотивирует вас и сотрудников.

🔷 R — relevant — значимая

Цель должна быть важной и актуальной для вас и вашего бизнеса, а также не конфликтовать с другими задачами компании.

🔷 T — time-bound — ограниченная по времени

У цели должны быть четкие сроки, чтобы вы могли проверять промежуточные результаты и корректировать стратегию, в случае отклонения от плана.

Как бизнесу начать ставить цели по методу SMART

Внедрение метода SMART не требует специальных инструментов или больших инвестиций. Вот несколько шагов, с которых можно начать:

  1. Исследование боли и потребности. Нужно посмотреть на продукт другими глазами, понять, чего ему не хватает, чтобы, например, вывести компанию на новый уровень.
  2. Анализ текущих задач. Посмотрите, соответствуют ли они критериям SMART.
  3. Постановка новых целей. Определите, какие ключевые цели нужно достичь в ближайшие месяцы. Сформулируйте их по методу SMART.
  4. Назначение исполнителей. Сформируйте команду, где у каждого сотрудника будет своя задача для достижения общей цели.
  5. Установка сроков и промежуточных встреч. У больших задач должны быть контрольные встречи, чтобы вы могли оценить, насколько быстро и правильно команда двигается к цели. Это позволит скорректировать стратегию, если сотрудники не укладываются в дедлайн.
  6. Регулярный пересмотр. Периодически возвращайтесь к поставленным целям, анализируйте прогресс и корректируйте задачи по мере необходимости.
  7. Обучение команды. Если вы работаете с сотрудниками, убедитесь, что они понимают, что такое метод SMART и как его применять в своей работе.

Если коротко 

  • Метод SMART— это концепция, которая превращает абстрактные цели в конкретные. Основана на пяти критериях: Specific (конкретность), Measurable (измеримость), Achievable (достижимость), Relevant (значимость) и Time-bound (своевременность).
  • Метод повышает эффективность и мотивацию, облегчает контроль и снижает хаос в управлении задачами. 
  • Для постановки SMART-целей нужно изучить потребности бизнеса, сформулировать конкретную и достижимую цель с учетом времени, проверить соответствие SMART-критериям и назначить ответственных за выполнение задач.
  • Внедрение метода SMART не требует больших затрат. Оно включает анализ текущих задач, постановку новых целей, их регулярный пересмотр и обучение команды применению этого метода.

Метод SMART — еще один инструмент, который дает возможность решать задачи бизнеса. Фокус на главном, четкие сроки, понятные инструменты, актуальность и объективная оценка ресурсов помогают превратить мечту о масштабировании и развитии компании в реальность.