Что такое метод SMART
Методика помогает превратить абстрактные цели в четкие и понятные. Первым такой алгоритм постановки задач описал Джордж Т.Доран в статье «There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives» в 1981 году. Он уверял, что методика поможет эффективнее и быстрее достигать целей.
Согласно исследованию ресурса notejoy бизнес активно использует метод SMART. Например, центр здоровья и изменения жизни Ambrosia Treatment Center в 2016 году поставил цель раздать 1500 бесплатных дней лечения для наркозависимых, в 2017 — 1860, а в 2018 увеличил до 2000. Благодаря измеримости, четкости цели и сроков исполнения компания смогла добиться ощутимых результатов и помочь нуждающимся.
Без четкого понимания, куда двигаться, бизнес топчется на месте. Метод SMART помогает найти ориентир для роста, а также:
- Сфокусированность и эффективность. Когда цель конкретна и измерима, вы точно знаете, что нужно делать — это экономит время и ресурсы, позволяет избежать ненужных действий.
- Повышение мотивации команды. Когда сотрудники видят четкие ориентиры и понимают, как их достижения будут измеряться, они становятся более мотивированными и вовлеченными в процесс.
- Контроль и оценка прогресса. Измеримые и ограниченные во времени цели позволяют регулярно отслеживать прогресс, вовремя корректировать курс и достигать результатов быстрее.
- Снижение стресса и хаоса. Вы понимаете, куда движетесь, и можете более рационально распределять свое время и ресурсы.
Критерии целей по SMART
Всего их 5:
S — specific — конкретная;
M — measurable — измеримая;
A — achievable — достижимая;
R — relevant — значимая;
T — time-bound — ограниченная по времени.
🔷 S — specific — конкретная
Ваша цель должна быть четко сформулированной, чтобы каждый член команды понимал ее одинаково. К ней можно задать вопросы: как? зачем? почему? для чего? Понятная цель позволяет представить конечный результат, что делает достижение легче.
Добавить детальности помогут глаголы-действия: открыть, привлечь, закрыть, продать. Избегайте абстракций: улучшить, оптимизировать, масштабировать.
🔷 M — measurable — измеримая
У цели должны быть конкретные показатели выполнения: конверсия, выручка, новые покупатели. Важно, чтобы цель заставляла выйти из зоны комфорта, но не превращалась в недостижимую иллюзию.
🔷 A — achievable — достижимая
Важно, чтобы цель была реальной: если понимаете, что в данный момент у компании нет ресурсов для реализации масштабного проекта, не стоит пытаться прыгнуть выше головы. В противном случае недостижимая цель демотивирует вас и сотрудников.
🔷 R — relevant — значимая
Цель должна быть важной и актуальной для вас и вашего бизнеса, а также не конфликтовать с другими задачами компании.
🔷 T — time-bound — ограниченная по времени
У цели должны быть четкие сроки, чтобы вы могли проверять промежуточные результаты и корректировать стратегию, в случае отклонения от плана.
Как бизнесу начать ставить цели по методу SMART
Внедрение метода SMART не требует специальных инструментов или больших инвестиций. Вот несколько шагов, с которых можно начать:
- Исследование боли и потребности. Нужно посмотреть на продукт другими глазами, понять, чего ему не хватает, чтобы, например, вывести компанию на новый уровень.
- Анализ текущих задач. Посмотрите, соответствуют ли они критериям SMART.
- Постановка новых целей. Определите, какие ключевые цели нужно достичь в ближайшие месяцы. Сформулируйте их по методу SMART.
- Назначение исполнителей. Сформируйте команду, где у каждого сотрудника будет своя задача для достижения общей цели.
- Установка сроков и промежуточных встреч. У больших задач должны быть контрольные встречи, чтобы вы могли оценить, насколько быстро и правильно команда двигается к цели. Это позволит скорректировать стратегию, если сотрудники не укладываются в дедлайн.
- Регулярный пересмотр. Периодически возвращайтесь к поставленным целям, анализируйте прогресс и корректируйте задачи по мере необходимости.
- Обучение команды. Если вы работаете с сотрудниками, убедитесь, что они понимают, что такое метод SMART и как его применять в своей работе.
Если коротко
- Метод SMART— это концепция, которая превращает абстрактные цели в конкретные. Основана на пяти критериях: Specific (конкретность), Measurable (измеримость), Achievable (достижимость), Relevant (значимость) и Time-bound (своевременность).
- Метод повышает эффективность и мотивацию, облегчает контроль и снижает хаос в управлении задачами.
- Для постановки SMART-целей нужно изучить потребности бизнеса, сформулировать конкретную и достижимую цель с учетом времени, проверить соответствие SMART-критериям и назначить ответственных за выполнение задач.
- Внедрение метода SMART не требует больших затрат. Оно включает анализ текущих задач, постановку новых целей, их регулярный пересмотр и обучение команды применению этого метода.
Метод SMART — еще один инструмент, который дает возможность решать задачи бизнеса. Фокус на главном, четкие сроки, понятные инструменты, актуальность и объективная оценка ресурсов помогают превратить мечту о масштабировании и развитии компании в реальность.