Что такое корпоративная база знаний
Базы бывают двух видов:
- внешние — для клиентов или партнеров;
- внутренние — для сотрудников.
Дальше мы расскажем про внутренние базы знаний: зачем они нужны, что там должно быть, как организовать и кого сделать ответственным за наполнение.
Польза корпоративной базы знаний
Задача корпоративной базы знаний — объединять информацию и предоставлять к ней доступ всем сотрудникам.
Кроме этого база знаний:
- Экономит время и повышает эффективность команды. Помогает структурировать важную информацию и быстрее ее находить — сотрудники не будут тратить время на поиски прошлогоднего отчета или телефона бухгалтера в дебрях личной переписки.
- Помогает не потерять важную информацию. Если есть база знаний, уволившийся сотрудник не унесет с собой контакты партнеров, а новичок в отделе маркетинга сможет посмотреть, по какой механике проводили новогоднюю акцию в прошлом году.
- Сокращает время на обучение новых сотрудников. Вся информация, необходимая для погружения в работу, хранится в одном месте с легким доступом. Не нужно дергать коллег или искать что-то в интернете — можно просто открыть базу и начать знакомство с компанией, продуктом, обязанностями.
Что должно быть в базе знаний
Наполнение внутренней базы зависит от сферы бизнеса — тут нет регламентов, правил и стандартов. Но есть компоненты, без которых эффективную библиотеку представить сложно:
- Инструкция по использованию базы знаний служит навигатором для сотрудников, помогая им ориентироваться в хранилище информации.
- Глоссарий — словарь терминов, чтобы общаться на одном языке и понимать коллег. Без глоссария стажеру-маркетологу будет сложно понять отдел разработки, а отделу разработки — разобраться, что от него хочет отдел клиентской поддержки.
- Шаблоны документов — заявлений на отпуск или отгул, смену зарплатного счета, декрет, увольнение. Они экономят время сотрудников, избавляют их от необходимости искать информацию в интернете и сокращают количество ошибок.
- Должностные инструкции и корпоративные правила — объясняют сотрудникам их права и обязанности, а также формируют нормы поведения в компании. В таком разделе размещают информацию о времени начала рабочего дня, обязательных собраниях, корпоративных мероприятиях, традициях.
- Обучающие материалы для новых сотрудников, например, видеоролики, книги, курсы, помогают быстрее адаптироваться в компании.
Как организовать базу знаний
Чем раньше в компании озадачиваются внедрением базу знаний, тем лучше. Пока процессов, сотрудников и клиентов у компании мало, легче пробовать разные сервисы, структурировать информацию, тестировать подходы к организации хранения данных.
Шаг 1. Выберите, где организовать корпоративную базу знаний, например, в гугл-документах, социальных сетях или на специализированных платформах, предназначенных для совместной работы команд.
Шаг 2. Проанализируйте, с какими вопросами сотрудники приходят чаще всего. Пообщайтесь с HR-специалистом, руководителями отделов, сотрудниками, которые помогают новичкам адаптироваться — так у вас появится картина самых волнующих тем. Их и нужно добавить в базу знаний в первую очередь.
Шаг 3. Наполните базу. Загрузите должностные инструкции, обучающие материалы, словарь терминов, шаблоны документов, графики — все то, что необходимо вашим сотрудникам.
Шаг 4. Приведите файлы в порядок, чтобы не создавать кашу из информации. Все, что связано с обучением новых сотрудников поместите в одну папку, а с их трудоустройством — в другую. При необходимости создайте папки под разные отделы компании: отдел продаж, маркетинг, разработку — там сотрудники смогут хранить данные, связанные с их работой.
Шаг 5. Расскажите сотрудникам о базе знаний, а также назначьте ответственных за актуализацию информации.
Кто будет отвечать за базу знаний, каждая компания решает для себя. В крупных организациях могут выделить отдельного менеджера, который собирает информацию и добавляет ее в библиотеку. В компаниях поменьше отвечать за базу могут руководители отделов или кто-то из заинтересованных сотрудников.
Как сделать работу с базой системной
Чтобы база знаний приносила пользу, должно соблюдаться два условия: первое — информация поддерживается в актуальном состоянии, второе — сотрудники не саботируют новый инструмент. Вот советы, которые помогут обеспечить соблюдение этих условий:
Объясните команде, зачем вы внедрили базу знаний. Проведите обучение, покажите преимущества, расскажите о возможностях хранилища информации.
Подайте собственный пример — так сотрудникам будет понятно, что база знаний стала важной составляющей рабочего процесса.
Периодически общайтесь с ответственными — напоминайте, что нужно актуализировать данные, спрашивайте об успехах, просите усовершенствовать базу. Продолжайте это делать, пока пополнение базы не войдет в привычку.
Получайте обратную связь от сотрудников — это поможет наполнять базу востребованной информацией и делать работу с ней удобнее.
Ошибки при организации корпоративной базы данных
- Наполнение не соответствует потребностям пользователей базы знаний. Сотрудникам постоянно приходится гуглить шаблоны заявлений, зато в базе знаний есть тренды маркетинга и папка «100 книг, которые нужно прочитать каждому».
- Отсутствие личного примера. Если генеральный директор или руководители отделов не пользуются базой сами, то и у сотрудников не будет мотивации ее использовать.
- Устаревшая информация.Важно постоянно пополнять базу, поддерживать ее актуальность, иначе у сотрудников никогда не закрепится привычка искать там ответы.
- Неправильный выбор сервиса. База знаний должны быть удобной, функциональной и решать задачи конкретной компании и ее сотрудников. Попробуйте разные варианты, прежде чем начать заполнять хранилище данными и привлекать к нему команду.