Нет нормальной презентации продукта
Первое касание с потенциальным инвестором — презентация, и ее основная задача сделать так, чтобы у фонда возникло желание изучать компанию дальше, назначить встречу или устроить созвон для более тесного знакомства.
Презентация должна давать ответы на вопросы:
- Что за продукт?
- Для кого он?
- Почему ему будет сопутствовать успех?
- Сколько денег нужно и для каких целей?
Ну и важно помнить, что презентация — это все-таки рекламный инструмент, который должен продавать идею. Если стартап не может презентовать продукт инвесторам, как он презентует этот продукт потенциальному клиенту?
Непонятно, какие у стартапа перспективы
В России, да уже и в мире, почти нет шансов привлечь инвестиции на развитие идеи — тут надежда разве что на FFF (friends, family & fools). В остальных случаях важно показать потенциальному инвестору, что проект обречен на успех. Чтобы это сделать, стартапу стоит провести хотя бы базовую работу над проектом: разработать минимально жизнеспособный продукт, собрать команду, получить первые результаты, на основании которых инвестор сможет понять, что перспективы действительно есть.
У фаундеров не хватает компетенций
Лучше, если фаундеров у стартапа будет несколько — 2–3. Это связано с тем, что для успешного развития компании нужны разные компетенции и намного проще найти их в разных людях, чем в одном.
Другая крайность — когда все фаундеры имеют только технический бэкграунд и никогда не занимались бизнесом. И это тоже не самый привлекательный для инвесторов вариант. В таких стартапах могут делать хороший продукт, но без понимания бизнес-модели, продаж, маркетинга, о нем никто никогда не узнает.
Стартап не показывает роста
Стартап должен развиваться даже без инвестиций — медленно, без квантовых скачков, но должен. Прежде чем вложить деньги в компанию, инвесторы наблюдают за проектом: смотрят, что с ним происходит на дистанции 2-3-4 месяцев. Если время идет, а компания стоит на месте — это показатель, что деньги ей нужны не для качественного прорыва, а для закрытия текущих проблем.
Инвестиции — основная цель
Важно, чтобы привлечение инвестиций не стало первоцелью для стартапа. Бывает, что компании, вставшие на путь привлечения внешнего финансирования, забывают об основной деятельности компании. Они направляют все силы на то, чтобы заинтересовать инвесторов — ходят на инвесторские конференции, рассказывают в социальных сетях, какие они интересные и перспективные, мелькают в СМИ, только чтобы их кто-то заметил.
Иван также отмечает, что инвестиции не стоит воспринимать как способ заработка — проекты, в которых фаундер хочет зарабатывать не на продвижении продукта, а на инвесторах, вызывают отторжение.
Негативный опыт привлечения инвестиций
Венчурные инвестиции — финансовое вложение на уровне веры. У инвесторов практически нет механизмов, которые позволяли бы потребовать деньги обратно, поэтому им важно, чтобы у предпринимателя была чистая репутация и чтобы он был готов прозрачно вести дела.
Сам факт привлечения инвестиций в прошлом — это, конечно, не стоп-фактор. Скажем больше: даже если стартап привлекал внешнее финансирование и прогорел, совершенно не значит, что теперь в него никто не будет вкладываться. Тут важнее другое — как вел себя бизнесмен, какие решения принимал, как обходился с партнерами. Любые махинации, например, попытка вывести деньги в обход инвесторов, — красные флаги для фонда.
Компания не верит в продукт
Фаундер должен излучать здоровый оптимизм, верить в продукт, ставить амбициозные цели — это заряжает всех вокруг, в том числе инвесторов. Никто не захочет вкладывать деньги в компанию, основатель которой без энтузиазма рассказывает о текущих делах и так же вяло, без огня в глазах, говорит о перспективах.
Разумеется, оптимизм должен быть здоровым — грань, где вера переходит в разряд выдумок и несбывшихся мечт, очень тонкая. Фаундер должен продавать свою идею и не бояться верить в ее успех, но оставаться объективным тоже очень важно.
Адекватно стоит подходить и к презентации текущих результатов компании. Иногда фаундеры подкручивают цифры, чтобы казаться более привлекательным проектом — тут тоже важно не перестараться, ведь правда все равно выйдет наружу.
На этапе знакомства фонд оценивает burn rate — сколько в целом стартап тратит денег, а также разные пользовательские метрики: количество пользователей, LTV, часы использования, сценарии взаимодействия людей с продуктом.
Фаундер быстро опускает руки
Худшее, что может сделать стартап после отказа — смириться с этим и прекратить попытки: если вам отказали в инвестициях сегодня, это не значит, что отказ будет преследовать всегда.
Специально для стартапов, которые хотят тактично напоминать о себе и своих успехах, мы в Adesk разработали Startup Pack. Он позволяет в автоматическом режиме отправлять отчет об успехах компании выбранному пулу инвесторов и отслеживать, кто из получателей открыл отчет. Так стартап может сосредоточиться на развитии продукта и улучшении метрик, при этом не теряя связи с потенциальными инвесторами. А если у компании уже есть инвесторы, Startup Pack поможет держать их в курсе текущего состояния дел.
Важно не зацикливаться на одном фонде или одном источнике привлечения инвестиций: получили отказ от фонда — поищите бизнес-ангела, отказал и он — обратитесь к акселератору.