Олег начинал работу с маркетплейсами по модели FBS – хранил товары на своем складе. Чтобы обеспечить бесперебойную работу и избегать ситуаций, когда заказы пришли с нескольких маркетплейсов, а нужного количества товара нет, он подключил «Мой склад» и Top Seller.

Какое-то время работал так, а потом понял – финансовые отчеты, которые можно посмотреть в «Мой склад», не отвечают на главные вопросы: сколько денег мы можем инвестировать в закупку товара прямо сейчас? Есть ли вообще у бизнеса деньги на закупку? 

Да, товароучетная система помогает считать себестоимость, учитывать комиссию маркетплейса и оценивать чистую прибыль, но не позволяет планировать расчеты с поставщиками, выплату зарплат или другие расходы компании. Риск столкнуться с ситуацией, когда товары заканчиваются, а деньги на закупку непонятно, когда появятся, возрастает. 

Когда спрос на товары стал стабильным, Олег завел таблицу в Excel. Она помогала ему понимать, что происходит с денежным потоком, когда и сколько денег будет у компании. 

Финучет для продавцов в Excel – что с ним не так

Большинство предпринимателей на маркетплейсах начинают вести учет именно в таблицах. Мы тоже завели таблицу в Эксель, в которой по периодам фиксировали, сколько тратим и сколько, соответственно, получаем. Это было что-то похожее на отчет ДДС.
Олег Твисто, SEO компании Emplace, создатель канала Олег 🤦🏻‍♂️, где бабки 💴

Скоро Олег столкнулся с проблемой, знакомой всем предпринимателям, работающим в таблицах – туда все нужно вносить вручную, а делать это своевременно не всегда получается. Стали происходить ситуации, когда кто-то забыл внести расход и его не учитывали в конечных расчетах. Всё это искажало результаты и приводило к неправильным решениям. 

Планирование в таблицах – тоже тот еще квест. Вы можете создать платежный календарь или даже строить какие-то графики, но стоит забыть внести пару важных сумм и всё – все планы тут же становятся некорректными. И это реальная проблема, потому что отчет о движении денежных средств – главный инструмент селлера: он показывает, когда у продавца появится возможность закупить новую партию товара. 

Без планирования денежного потока сложно развивать бизнес, привлекать в него инвестиции или поддерживать текущий уровень продаж. Просто потому, что вы не знаете, какие у вас будут расходы и поступления завтра, через неделю или месяц. 
Олег Твисто

Кроме того, у Экселя есть еще одна важная проблема – отсутствие совместного доступа. Когда предприниматель работает один, с этим еще можно жить, а когда есть партнеры или инвесторы – ситуация усложняется. Нельзя в любой момент зайти в программу и посмотреть актуальные данные по финансам. 

Как селлеру использовать Adesk 

Недавно Олег переехал из таблиц в сервис Adesk, чтобы автоматизировать какие-то рутинные процессы и всегда иметь перед глазами актуальные цифры. 

Внедрение сервиса заняло всего два дня, в которые Олег:

  1. Подключил интеграцию с банками, в которых открыты бизнес-счета и куда приходят выплаты от маркетплейсов. 
  2. Внёс все маркетплейсы, с которыми работает, как статьи прихода. 
  3. Добавил расходные статьи. Это необходимо, чтобы отчет ДДС был объективным – учитывал все затраты на закупку и реализацию товаров, содержание сотрудников, другие расходы бизнеса.  Самая крупная расходная статья для селлеров – закупка. Также в структуре расходов предусмотрены отдельные статьи под зарплаты, налоги, упаковку и доставку, аренду, сервисы для бизнеса и другие.
  4. Настроил правила автоматизации, чтобы всем платежам автоматически присваивались нужные статьи. Это работает и для приходных операций – когда маркетплейсы выплачивают деньги, и для расходных – когда что-то списывается для закупки товаров или нужд компании. 
В сервисе нет прямой интеграции с маркетплейсами, но она и не нужна. Селлерам нужен Adesk, чтобы планировать свои расходы в будущем — тут система намного гибче, чем у известных мне товароучетных систем. 
Олег Твисто

После настройки Олег получил то, для чего и подключился к Adesk – отчет о движении денежных средств на основе внесенных данных. 

Интересно, что с возможностями сервиса он разобрался еще до встречи с персональным менеджером в Zoom. И это не потому что мы задержались, просто настроить Adesk действительно довольно легко 😅

Планирование денежных потоков 

Просто видеть перед глазами отчет ДДС – мало, ведь сам по себе денежный поток не позволяет заглянуть в будущее. Чтобы почувствовать себя немного экстрасенсом, достаточно начать планировать операции. 

В первую очередь, конечно, расходы. Олег знает, что каждый месяц он платит аренду и выплачивает зарплаты – эти платежи можно заранее внести в Adesk, как плановые. Другие затраты вроде налогов или расходов на закупку легко прикинуть на основании прошлых месяцев или остатков на складе.

Структура расходов и доходов селлера

Приходные операции Олег тоже планирует. Тут опять же можно ориентироваться на опыт прошлых периодов, сезон, количество товаров в наличии. Так появляется примерная сумма поступлений от каждого из маркетплейсов. 

На основе расходов и поступлений строится график денежного потока. Он показывает, как будет меняться остаток денег на счетах с учетом плановых операций. Если у селлера намечается кассовый разрыв, это будет видно на графике, а также в платежном календаре. Если фактическая сумма отличается от плановой, её можно скорректировать. В этом случае график денежного потока перестроится на основе новых показателей.

График «Деньги на счетах» заранее предупредит, если намечается кассовый разрыв

Анализ движения денежных средств в разы снижает риск столкнуться с ситуацией, когда закупать товары нужно, а денег на это нет. И если Олег увидит, что на горизонте маячит кассовый разрыв, у него будет достаточно времени, чтобы принять меры: перенести какие-то платежи, попросить отсрочку у поставщика, скорректировать размер закупки и так далее.