Олег начинал работу с маркетплейсами по модели FBS – хранил товары на своем складе. Чтобы обеспечить бесперебойную работу и избегать ситуаций, когда заказы пришли с нескольких маркетплейсов, а нужного количества товара нет, он подключил «Мой склад» и Top Seller.
Какое-то время работал так, а потом понял – финансовые отчеты, которые можно посмотреть в «Мой склад», не отвечают на главные вопросы: сколько денег мы можем инвестировать в закупку товара прямо сейчас? Есть ли вообще у бизнеса деньги на закупку?
Да, товароучетная система помогает считать себестоимость, учитывать комиссию маркетплейса и оценивать чистую прибыль, но не позволяет планировать расчеты с поставщиками, выплату зарплат или другие расходы компании. Риск столкнуться с ситуацией, когда товары заканчиваются, а деньги на закупку непонятно, когда появятся, возрастает.
Когда спрос на товары стал стабильным, Олег завел таблицу в Excel. Она помогала ему понимать, что происходит с денежным потоком, когда и сколько денег будет у компании.
Финучет для продавцов в Excel – что с ним не так
Скоро Олег столкнулся с проблемой, знакомой всем предпринимателям, работающим в таблицах – туда все нужно вносить вручную, а делать это своевременно не всегда получается. Стали происходить ситуации, когда кто-то забыл внести расход и его не учитывали в конечных расчетах. Всё это искажало результаты и приводило к неправильным решениям.
Планирование в таблицах – тоже тот еще квест. Вы можете создать платежный календарь или даже строить какие-то графики, но стоит забыть внести пару важных сумм и всё – все планы тут же становятся некорректными. И это реальная проблема, потому что отчет о движении денежных средств – главный инструмент селлера: он показывает, когда у продавца появится возможность закупить новую партию товара.
Кроме того, у Экселя есть еще одна важная проблема – отсутствие совместного доступа. Когда предприниматель работает один, с этим еще можно жить, а когда есть партнеры или инвесторы – ситуация усложняется. Нельзя в любой момент зайти в программу и посмотреть актуальные данные по финансам.
Как селлеру использовать Adesk
Недавно Олег переехал из таблиц в сервис Adesk, чтобы автоматизировать какие-то рутинные процессы и всегда иметь перед глазами актуальные цифры.
Внедрение сервиса заняло всего два дня, в которые Олег:
- Подключил интеграцию с банками, в которых открыты бизнес-счета и куда приходят выплаты от маркетплейсов.
- Внёс все маркетплейсы, с которыми работает, как статьи прихода.
- Добавил расходные статьи. Это необходимо, чтобы отчет ДДС был объективным – учитывал все затраты на закупку и реализацию товаров, содержание сотрудников, другие расходы бизнеса. Самая крупная расходная статья для селлеров – закупка. Также в структуре расходов предусмотрены отдельные статьи под зарплаты, налоги, упаковку и доставку, аренду, сервисы для бизнеса и другие.
- Настроил правила автоматизации, чтобы всем платежам автоматически присваивались нужные статьи. Это работает и для приходных операций – когда маркетплейсы выплачивают деньги, и для расходных – когда что-то списывается для закупки товаров или нужд компании.
После настройки Олег получил то, для чего и подключился к Adesk – отчет о движении денежных средств на основе внесенных данных.
Интересно, что с возможностями сервиса он разобрался еще до встречи с персональным менеджером в Zoom. И это не потому что мы задержались, просто настроить Adesk действительно довольно легко 😅
Планирование денежных потоков
Просто видеть перед глазами отчет ДДС – мало, ведь сам по себе денежный поток не позволяет заглянуть в будущее. Чтобы почувствовать себя немного экстрасенсом, достаточно начать планировать операции.
В первую очередь, конечно, расходы. Олег знает, что каждый месяц он платит аренду и выплачивает зарплаты – эти платежи можно заранее внести в Adesk, как плановые. Другие затраты вроде налогов или расходов на закупку легко прикинуть на основании прошлых месяцев или остатков на складе.
Приходные операции Олег тоже планирует. Тут опять же можно ориентироваться на опыт прошлых периодов, сезон, количество товаров в наличии. Так появляется примерная сумма поступлений от каждого из маркетплейсов.
На основе расходов и поступлений строится график денежного потока. Он показывает, как будет меняться остаток денег на счетах с учетом плановых операций. Если у селлера намечается кассовый разрыв, это будет видно на графике, а также в платежном календаре. Если фактическая сумма отличается от плановой, её можно скорректировать. В этом случае график денежного потока перестроится на основе новых показателей.
Анализ движения денежных средств в разы снижает риск столкнуться с ситуацией, когда закупать товары нужно, а денег на это нет. И если Олег увидит, что на горизонте маячит кассовый разрыв, у него будет достаточно времени, чтобы принять меры: перенести какие-то платежи, попросить отсрочку у поставщика, скорректировать размер закупки и так далее.