Совет 1. Не бойтесь начать делегировать
Рано или поздно наступает момент, когда основатель компании больше не может выполнять все задачи сам. И тогда надо принять судьбоносное решение и начать нанимать людей, чтобы часть работу делегировать в них. Звучит просто, но часто именно тут появляются первые сложности — страшно доверять людям, кажется, что никто не сможет сделать так хорошо, как ты.
Если выберетесь из этой иллюзии — сможете собрать крутую команду, где каждый будет специалистом в своей сфере. И поверьте: вместе делать крутые вещи намного проще :)
Совет 2. Ищите «своих» людей
Эффективной будет только та команда, участники которой смотрят в одну сторону, уважают друг друга и разделяют ценности компании. Составьте список критериев, которые помогут первично оценивать кандидатов — сэкономите и свое время, и время соискателей.
Если не знаете, с чего начать — вот пример критериев, на которые обращают внимание в Pyrobyte:
- Знания и умения. Специалист должен выполнять свою работу хорошо, поэтому уровень его компетенции — один из ключевых факторов выбора.
- Общий вайб. Речь тут не столько про характеристики личности, а про ощущения от общения и понимание, что человек сможет влиться в команду и раскрыться в ней.
- Желание работать и развиваться. Горящие глаза — это очень важно. С такими сотрудниками можно сделать намного больше, да и они сами получают гораздо больше удовлетворения, чем те, кто просто сидит в офисе с 8 до 17, потому что так надо.
Совет 3. Давайте сотрудникам ясность
Сотрудники, которые не тратят ресурс на тревоги и поиск нужной информации, более эффективны. Любые неопределенности, непонимания и переживания отвлекают, не дают полноценно вовлекаться в задачи и показывать результат.
Чтобы такого не происходило, стоит завести что-то вроде корпоративного портала — места, где будет хранится вся информация, контакты, ответы на самые популярные вопросы. Необязательно разворачивать какую-то сложную систему — можно просто завести отдельный документ Google или использовать базы знаний вроде Yandex Wiki, Teamly или Yonote.
Совет 4. Научитесь правильно мотивировать сотрудников
Возможно, вы удивитесь, но зарплата — далеко не главное. Конечно, ваши сотрудники хотят получать деньги, только в какой-то момент этого становится недостаточно — так случается, когда закрыты базовые потребности. Тогда появляется необходимость искать новые инструменты воздействия (и это не только премии).
Неочевидные способы мотивации в Pyrobyte тоже используют, например — стараются сделать офис настолько комфортным, чтобы, как завещал Артемий Лебедев, в нем было круче, чем дома. Удобная мебель, топовое оборудование, чай с печеньками — все это делает пребывание на работе классной частью дня, а не каторгой.
Совет 6. Помните, что работа — только часть жизни
Один из факторов, ведущих к выгоранию — постоянные переработки и, как следствие, накопленная усталость, стресс и другие «бонусы». Руководителю компании важно следить, чтобы сотрудники соблюдали пресловутый work-life balance — так у них будет время жить жизнь, отдыхать, получать новые эмоции, вдохновляться и заряженными приходить на работу.
Переработки при этом не должны быть системой. Одно дело, если человек пару раз задержался, другое, если он постоянно перерабатывает, задерживается, сидит над задачами в выходные. В этом случае стоит вмешаться в ситуацию: может сотрудник неправильно распределяет время, а может — на него взвалили слишком много задач.
Совет 7. Будьте человечными, но избегайте панибратства
Обращаться друг к другу на «ты», ходить по пятницам в кино, а на Новый год всей командой уехать за город — всё это отличные способы сплотиться и узнать друг друга, как личностей, а не только как специалистов. Но важно, чтобы это не мешало рабочему процессу.
Собрать классную команду — та еще задача, но, как показывает опыт Александра и других компаний, вовсе не невозможная. Учитесь видеть «своих», соблюдайте баланс, подходите к сотрудникам индивидуально и отпускайте людей, если они перестали «гореть» — так вы практически обречены на успех.