Какие функции выполняет руководитель

Стоит начать с того, чем же занимается руководитель и какие функции на него возложены. Не будем давать советов из пустоты или пересказывать известные книги об успешном успехе, а обратимся к весомым источникам — рассмотрим тему функций руководителя из учебника «Теория управления» Александра Гапоненко и Марины Савельевой.

В книге функции руководителя как субъекта управления сводятся к пяти основным:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

1. Планирование

Планировать — определять цели и задачи организации на конкретный период, а также разрабатывать пути и методы их достижения. Это первая и ключевая функция управления, от которой зависит успех всей организации.

Действия руководителя:

  • определение миссии и видения организации;
  • постановка стратегических и тактических целей;
  • разработка планов, программ и бюджетов;
  • анализ внешней и внутренней среды;
  • прогнозирование и оценка рисков;
  • выбор наиболее эффективных стратегий.

Результат: создание четких ориентиров для деятельности организации и ее подразделений.

2. Организация

Организовывать — создавать структуры управления, распределять задачи и полномочия, а также налаживать эффективное взаимодействие между подразделениями и сотрудниками.

Действия руководителя:

  • формирование организационной структуры (линейная, функциональная, горизонтальная, проектная или матричная);
  • разработка должностных инструкций и положений;
  • наделение полномочиями и распределение ответственности;
  • создание системы коммуникаций;
  • формирование рабочих групп и команд;
  • координация деятельности подразделений;

Результат: обеспечение слаженной и эффективной работы организации.

3. Мотивация

Мотивировать — побуждать сотрудников к эффективной работе путем удовлетворения их потребностей и стимулирования их интереса к достижению целей организации.

Действия руководителя:

  • создание благоприятной рабочей атмосферы;
  • использование материальных и нематериальных стимулов;
  • развитие корпоративной культуры;
  • создание условий для профессионального роста;
  • предоставление обратной связи и поощрение достижений;
  • применение принципов справедливого вознаграждения.

Результат: повышение вовлеченности, заинтересованности и производительности сотрудников.

4. Контроль

Контролировать — отслеживать фактические результаты деятельности организации и сравнивать их с запланированными показателями, а также вносить корректировки в случае отклонений.

Действия руководителя:

  • разработка системы показателей и стандартов;
  • организация сбора и анализа информации;
  • сравнение фактических результатов с запланированными;
  • выявление причин отклонений;
  • принятие корректирующих мер;
  • оценка эффективности управленческих решений.

Результат: обеспечение достижения целей организации и своевременное реагирование на возникающие проблемы.

5. Координация

Координировать — обеспечивать согласованность и слаженность действий различных подразделений и сотрудников организации, а также их взаимодействия для достижения общих целей.

Действия руководителя:

  • обеспечение обмена информацией между подразделениями;
  • устранение противоречий и конфликтов;
  • синхронизация работы различных подразделений;
  • проведение совещаний и рабочих встреч;
  • стимулирование командной работы;
  • установление приоритетов и распределение ресурсов.

Результат: обеспечение эффективного взаимодействия и согласованной работы всех элементов организации.

Если опираться на базовую теорию управления по учебнику, для достижения успеха руководитель должен должен уметь эффективно планировать, организовывать, мотивировать, контролировать и координировать. Даже если взять во внимание, что процессы постоянно меняются, знать и понимать эти пять функций должен каждый руководитель. Это, как говорится, база.

Навыки настоящего лидера

С функциями разобрались, но какими качествами и навыками нужно обладать, чтобы эти функции выполнять? Снова обратимся к литературе — на этот раз книге Ричарда Л. Дафта «Менеджмент». Дафт рассматривает лидерство как динамичный процесс, в котором лидеры оказывают влияние на других для достижения общих целей. Он выделяет несколько ключевых навыков и подходов, которыми должен обладать эффективный лидер:

  • коммуникация;
  • принятие решений;
  • мотивация и вдохновение;
  • делегирование;
  • стратегия;
  • управление изменениями.

Коммуникация

Автор подразумевает под этим не только открытость и ораторский талант, но и специальные скиллы:

  • эффективное изложение своих идеи, а также умение активно слушать и понимать других;
  • ясное и лаконичное изложение мыслей;
  • развитое умение адаптировать язык к аудитории;
  • активное слушание и эмпатия;
  • эффективное использование невербальной коммуникации;
  • регулярное предоставление обратной связи.

Как это можно развить:

  • практиковать публичные выступления;
  • ходить на тренинги по коммуникации и переговорам;
  • тренировать навыки активного слушания;
  • запрашивать обратную связь от коллег.

Принятие решений

Суть навыка — способность принимать обоснованные и своевременные решения, учитывая доступную информацию и потенциальные последствия.

Это проявляется в способности:

  • анализировать проблемы;
  • оценивать альтернативные варианты;
  • работать в условиях неопределенности;
  • брать на себя ответственность за принятые решения.

Как развивать:

  • изучать различные модели принятия решений;
  • практиковать анализ кейсов;
  • накапливать опыт работы в условиях неопределенности;
  • рефлексировать над своими решениями.

Мотивация и вдохновение

Руководитель должен мотивировать и вдохновлять других на достижение общих целей. Это нужно для создания позитивной рабочей среды, понимания потребностей и возможностей сотрудников. Только так получится привести команду к желаемому результату.

Как развивать:

  • прокачивать эмпатию и навыки эмоционального интеллекта;
  • пробовать разные подходы к мотивации;
  • следить за собственными достижениями, чтобы служить примером и мотивировать других.

Читайте также: Как мотивировать сотрудников без денег — 8 способов

Делегирование

Важно уметь не только нести самому всю ответственность, но и уметь верно делегировать полномочия и ответственность другим, позволяя им развиваться и вносить свой вклад.

Как развивать:

  • практиковать делегирование методом проб и ошибок;
  • обучать подчиненных таким образом, чтобы на них легко было положиться;
  • понимать возможности и потенциал сотрудников;
  • учиться доверять и отпускать контроль.

Стратегическое мышление

Руководителю поможет в работе способность видеть общую картину, анализировать перспективы и принимать решения, которые способствуют долгосрочному успеху. А именно:

  • способность анализировать внешнюю и внутреннюю среду;
  • определение стратегических целей;
  • разработка долгосрочных планов;
  • умение предвидеть тенденции.

Как развивать:

  • изучать стратегический менеджмент;
  • тренировать аналитическое мышление;
  • анализировать рынки и конкурентов;
  • участвовать в стратегических сессиях

Читайте также: Стратсессия: модный тренд или необходимость? — объясняет эксперт

Управление изменениями

Этот навык необходим, чтобы эффективно управлять процессами в организации, минимизируя сопротивление и обеспечивая адаптацию к новому.

Это проявляется в способности:

  • четко видеть необходимость изменений;
  • обсуждать открыто их причины и цели;
  • вовлекать сотрудников в процесс;
  • поддерживать сотрудников в процессе адаптации.

Как развивать:

  • изучать теории управления изменениями;
  • практиковать управление изменениями в различных ситуациях;
  • тренировать навыки убеждения и влияния;
  • понимать психологические аспекты изменений.

По мнению Ричарда Л. Дафта, эффективный лидер должен обладать целым набором навыков, которые позволяют ему не только управлять, но и вдохновлять других на достижение общих целей. Эти навыки требуют постоянного развития и совершенствования. Книга «Менеджмент» на самом деле довольно прикладное издание и может помочь в начале пути, рекомендуем.

Как оценить свои управленческие навыки

Итак, мы разобрались что нужно делать руководителю и какие навыки развивать. Но как это потом измерять? И как хорошему лидеру понять, что он — хороший?

Существуют несколько методов самопроверки:

  • тесты;
  • обратная связь от команды;
  • чтение литературы на тему управления.

Тесты и опросники

Существуют различные типы тестов, которые помогут оценить ваши управленческие навыки. Найти их можно на онлайн-платформах: многие сайты предлагают бесплатные или платные тесты для оценки управленческих навыков (например, 16personalities для оценки типа личности, тесты на различных сайтах по психологии и менеджменту).

Скриншоты с сайта 16personalities
На сайте 16personalities.com можно пройти бесплатное тестирование и определить свой тип личности, а также узнать свои сильные и слабые стороны для профессионального роста и лидерства

Обратная связь от команды и коллег

360-градусная обратная связь от сотрудников — часто используется сегодня. Это метод оценки, при котором вы получаете обратную связь от подчиненных, коллег, руководителей и даже клиентов. Проводится чаще всего анонимно в письменном виде.

Помимо этого метода можно использовать в работе:

  • личные беседы (важно самому суметь быть открытым к критике, а не уволить потом собеседника);
  • рефлексия и самоанализ (анализ своих результатов, действий, выполнения планов);
  • оценка по результатам работы (KPI: отслеживайте свои показатели эффективности и сравнивайте их с целями организации).

Чтение книг и изучение других материалов

Помимо перечисленных выше, рекомендуем «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана, «Лидерство без титула» Робина Шармы, «Думай медленно... Решай быстро» Даниэля Канемана.

К теме эффективного управления важно подходить комплексно. Полезно использовать как способ оценки своих навыков комбинацию всех вышеперечисленных подходов, чтобы получить объективное представление о своих сильных и слабых сторонах. Кроме того, прокачивать необходимо не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Развивайте эмпатию, способность к самокритике и самоанализу, чтобы вовремя замечать не только свои успехи, но и точки роста. Тогда собственные и командные успехи не заставят ждать.