Казалось бы, ресторанный бизнес как никто другой может сильно пострадать от выдвинутых в отношении России санкций. Многое закупается за границей, а покупательская способность клиентов падает, так как они стараются больше экономить и меньше тратить.
После разговора с Евгенией мы поняли, что не все так очевидно. Ведь рестораторы начали закаляться в нестабильной и неоднозначной ситуации в стране задолго до последних событий.
Все началось еще в 2020-м
Прежде чем говорить об актуальном, Евгения начала издалека. Мы оглянулись на пару лет назад и вернулись в начало пандемии. Ведь именно тогда начались глобальные перемены в ресторанной сфере, именно тогда бизнес стал приспосабливаться к новым реалиям.
Одно из правильных решений для бизнеса в таких ситуациях – это сокращать издержки, с чего Евгения и начала в своих проектах. О развитии речи не шло, на первый план выходила отработка операционных процессов, грамотное финансовое планирование и понимание расходов.
Расширяться или сидеть на попе ровно?
В жизни много примеров, когда рестораторы открывали новые бизнесы в кризис и все у них складывалось гладко, но это лишь исключение из правил. В основном новые проекты тянут рестораторов вниз и приходится идти на кардинальные решения.
На удивление, Евгения в пандемию открыла два новых проекта. Два года они тянули бизнес вниз, в отличие от устоявшихся на рынке продуктов, но выжили и функционируют до сих пор.
И что делать-то?
Главное — собраться и не паниковать. Вот что еще советует Евгения:
- Обеспечить многофункциональность одного человека, где это возможно.
- Перейти на аутсорс там, где это возможно.
В кризисное время в людях ценится умение адаптироваться, а многофункциональность отражает это как нельзя кстати. Способность сотрудников быстро переключаться между задачами и быть «многорукими» помогает бизнесу сократить расходы и оставаться на плаву.
А как сейчас?
В винном бизнесе много продукции импортируется из других стран, что сейчас делать очень сложно: границы закрыты, поставки приостановлены, цены растут. Поэтому стоит смотреть в сторону отечественных производителей.
Рестораторы переориентируются на российские вина и заключают договора с виноделами Крыма и Краснодарского края. Чтобы покрыть спрос, стараются договориться на определенный объем вина, так как рынок российских вин не настолько большой.
Если после пандемии гостям хотелось больше веселья, радости и праздника, то сейчас люди предпочитают спокойную, уютную обстановку, комфортную для разговоров. Поэтому концепция винных баров сейчас набирает большой спрос.
Евгению безумно интересно слушать, чувствуется, насколько она влюблена в свое дело. Мы узнали много нового из текущей жизни ресторанного бизнеса.
Смотрите полную версию нашего разговора в видео-формате.