Шаг 1: проанализируйте спрос и предложение
В преддверии праздников большинство покупателей предпочитает онлайн-шоппинг, ведь намного проще просмотреть ассортимент какого-либо магазина онлайн, сравнить цены, сделать выбор и оформить доставку на дом, чем проводить весь день в дороге или в очередях.
Чтобы удовлетворить запросы потребителей, подготовиться к распродажам и избежать нехватки товара в пик сезона, важно заранее просчитать, какие категории пользуются наибольшей популярностью и насколько их хватает в предпраздничные дни.
Если вы не первый раз готовитесь к новогодним распродажам — сверьтесь с данными за аналогичный период предыдущего года, изучите, какие товары пользовались тогда наибольшим спросом.
А в помощь начинающим предпринимателям в этом вопросе — различные отраслевые исследования: они показывают, как меняется поведение покупателей в течение года, и помогают точнее прогнозировать спрос на разные товары.
Например, недавнее исследование экспертов Hyundai показало, что больше трети россиян (37%) выбирают между онлайн- или офлайн-покупками, ориентируясь на свои потребности «здесь и сейчас». При этом среди онлайн-каналов треть (31%) делает выбор в пользу маркетплейсов.
Рост числа онлайн-покупок связан с появлением и развитием сервисов доставки. Этот тренд охватывает даже небольшие населенные пункты, где могут отсутствовать крупные торговые сети, но благодаря наличию пунктов выдачи, покупатели получают доступ к широкому ассортименту товаров повседневного спроса. Чтобы быть в курсе происходящего на рынке, полезно регулярно знакомиться с исследованиями аналитических центров Data Insight и Nielsen, АКИТ и ОнИн.
Шаг 2: оцените доступные ресурсы
Заблаговременная оценка ресурсов поможет сбалансировать спрос и возможности бизнеса.
- Проанализируйте, как изменится нагрузка на сотрудников перед Новым годом. Убедитесь, что текущих ресурсов хватит для бесперебойной работы в период высокой нагрузки.
- Определите, какие дополнительные ресурсы могут понадобиться. Это могут быть люди, оборудование, материалы. Как показывает практика, перед Новым годом многие компании особо нуждаются в складских операторах и упаковщиках заказов.
- Регулярно обновляйте информацию о текущих активах. Это поможет избежать неожиданностей и эффективно распределять силы в нужный момент.
Шаг 3: разработайте план Б
Даже при тщательном планировании ресурсов могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые влияют на работу компании. Например, непрогнозируемое увеличение спроса, перебои в поставках или в работе логистических компаний. Чтобы минимизировать риски, важно заранее подготовить запасной план по самым разным направлениям.
Вот несколько шагов, которые помогут:
- Определите ключевые риски. Проанализируйте сценарии, которые могут повлиять на работу, например, задержки поставок или количество заказов выше ожидаемого.
- Заключите предварительные соглашения с подрядчиками. Найдите компании, которые смогут оперативно помочь с логистикой, наймом временного персонала или предоставлением складских площадей. Подготовка таких договоренностей заранее позволит быстро реагировать в случае непредвиденных ситуаций.
- Используйте резервные ресурсы. Например, в случае нехватки персонала, воспользуйтесь услугами платформ, на которых можно найти сотрудников:, HeadHunter, Авито Работа.
Шаг 4: подготовьте место для хранения товаров
Организация пространства для хранения товаров напрямую влияет на скорость и эффективность работы. Поэтому подумайте о функциональности складских помещений. Чтобы сотрудникам было проще ориентироваться, сделайте условные обозначения (указатели, цветовые пометки) — так они будут понимать, как попасть из одной зоны в другую.
Не пренебрегайте автоматизацией складских процессов — например, используйте сканеры, штрихкоды, системы управления складами (WMS) и RFID-метки. Все это позволяет повысить скорость обработки товаров, уменьшить количество ошибок и контролировать остатки продукции в реальном времени.
Продумайте и систему хранения товаров — выберите подходящий тип стеллажей, учитывая особенности ассортимента. Это могут быть фронтальные стеллажи для быстрого доступа или мобильные для свободного перемещения по складу.
Шаг 5: организуйте логистику
Грамотно выстроенная логистика — обеспечивает планирование, организацию и контроль качественной доставки. А также помогает максимизировать ее эффективность и минимизировать затраты.
Сама же доставка уже перестала быть просто дополнительной опцией при оформлении заказа, а превратилась в полноценное конкурентное преимуществом, способное выделить бизнес среди других компаний.
Это подтверждают и результаты исследований — по данным аналитического центра ОнИн, для 58% россиян быстрая доставка стала основной причиной интереса к покупкам онлайн.
Чтобы удовлетворить потребности как можно большего числа покупателей, бизнесу мало просто подключить быструю и качественную доставку — важно предоставлять выбор. Ведь если вы можете доставить товар только с помощью курьера, это отсеет значимую часть покупателей, которым удобнее забирать посылки из ПВЗ, постаматов и почтовых отделений.
Малым и средним компаниям важно ответственно подходить к подключению и настраиванию логистики — особенно в предпраздничный период.
Существует два основных сценария организации доставки — какой использовать, зависит от масштабов бизнеса, особенностей товаров и географии продаж:
- Собственный автопарк и курьеры. Такой вариант дает полный контроль над процессом логистики, но при этом требует значительных инвестиций в автопарк и персонал.
- Организация логистики силами аутсорса. Тут контроля будет чуть меньше, но аутсорсинговые компании, как правило, более гибко реагируют на изменения объемов заказов и могут быстро адаптироваться к сезонным колебаниям спроса. Этот вариант также помогает снизить операционные затраты в среднем на 10-30%.
Если ваш бизнес работает с маркетплейсами, важно заранее организовать доставку товаров в сортировочные центры. Это обеспечит своевременное пополнение запасов на складах и поможет избежать дефицита товаров. А для расширения охвата по стране стоит выбрать надежного партнера для междугородных доставок и перевозок, чтобы обеспечить быструю и качественную доставку по всем регионам.