23 августа мы разослали предложение провести финразбор бизнеса от нашего финдира Дмитрия Нагайника. А уже к вечеру получили первую заявку.

У Татьяны бизнес на маркетплейсах Wildberries и Ozon. Два года назад она начала шить и продавать платья под брендом Cosmosqueen.

Со временем оборот увеличился, вырос ассортимент и количество покупателей. Сейчас у бренда есть швейный цех с постоянной загрузкой, а в пиковый сезон привлекаются дополнительные рабочие силы. Так создаются женские наряды на все случаи жизни с ассортиментом больше 140 моделей.

Когда бизнес вырос в несколько раз, Татьяна задумалась об открытии сети собственных брендовых магазинов. А для этого надо разобраться с цифрами, наладить отчетность и понять, куда собственнику смотреть в первую очередь.

Задачи

В начале пути Татьяна практически не вела учет – хватало статистики внутри самих маркетплейсов и записей в таблицах и блокнотах. В августе 2021 зарегистрировалась в Adesk — к тому моменту бизнес разросся, а анализировать показатели стало сложнее. 

На предварительном этапе выделили задачи, которые нужно решить:

  • Разобраться с показателями и научиться «читать» отчеты с учетом сезонности бизнеса.
  • Показать, как планировать расходы, чтобы избегать кассовых разрывов.
  • Найти точки роста, выявить, куда и сколько можно инвестировать без ущерба для основной деятельности. 

Как помогли клиенту

Сначала провели онлайн-встречу: вникли в тонкости бизнеса, поняли, как он работает. Так как бизнес сезонный — сгруппировали данные по кварталам. Это позволило увидеть объективную картину за весь период с учетом подъемов и падений продаж. 

Проанализировали финансовые показатели

Посмотрели долю себестоимости в структуре выручки. В последнем квартале доля растет — это тревожный звоночек. Нужно контролировать показатель в будущем до конца года. Если показатель вернется к среднему, все ОК. Если нет — пора искать более выгодных поставщиков или повышать цены.

Соотнесли переменные затраты — те, что растут с выручкой, и постоянные — которые есть всегда вне зависимости от объемов продаж. Выяснили, что на постоянные расходы в выручке приходится всего 4,5%. Что это значит для бизнеса? Что финансовая модель устойчива и при увеличении продаж риски бизнеса снижаются, а прибыль растет.

Разобрались, как сравнивать данные.Обсудили, что для сезонного бизнеса нет смысла просто сравнивать между собой разные периоды времени. Желательно сравнивать сопоставимые периоды времени год к году. Такой у нас пока один третий квартал 2022.

Оценили риски и стабильность бизнеса

Посчитали для клиента точку безубыточности. Что это такое? Это минимальный объем продаж, чтобы работать хотя бы в ноль. Такой ориентир, ниже которого опускаться не желательно. А если хотите рассчитать этот показатель для своего бизнеса, читайте о том как это сделать в нашей статье. Объяснили, что средняя точка безубыточности ниже средней выручки в 4,3 раза, а значит устойчивость неплохая. Как использовать? Можно расширяться и увеличивать объемы продаж.

Сделали расчет запаса финансовой прочности по чистой прибыли. Как работает? Показатель похожий на точку безубыточности, только показывает при каких объемах всегда будем оставаться в прибыли.  Даже с учетом сильной сезонности средний запас 10%. Это «подушка безопасности» и в случае резкого падения продаж в пределах этой величины бизнес будет приносить деньги.

Рассказали, как прогнозировать результаты

Продемонстрировали, как работает операционный рычаг. Переводим на человеческий. Клиент задал вопрос: «Как увеличить прибыль на 10%»? Чтобы ответить определили, что и с какой силой влияет на прибыль. Например, увеличение прибыли на 10% можно получить как повышением цен на 2,3%, так и снижением переменных затрат (читай – работой с себестоимостью) на 3,2%. А еще можно увеличить объем продаж на 8,4% за счет рекламы и эффект будет тем же. 

Построили финансовую модель в соответствии с особенностями бизнеса клиента. Она позволит Татьяне самостоятельно оценивать, как меняются показатели и метрики при изменении входных данных: на сколько вырастает прибыль или уменьшаются издержки при смене поставщиков и так далее. Это помогает принимать правильные решения не интуитивно, а на основе конкретных цифр. 

Показали, чего не хватает в учете

Планирования. Платежный календарь позволяет избежать кассового разрыва. Формирование бюджетов поможет увидеть, как идет продвижение к целям на месяц, квартал, год. 

Декомпозирования бизнеса. Если декомпозировать бизнес, поделив на проекты: производство на аутсорсе отдельно, оффлайн-продажи отдельно, то в будущем можно будет сравнивать показатели. 

Метода начисления в учете. Метод начисления, в отличие от кассового метода,  поможет не потерять «деньги» и «материалы» в пути из-за сроков логистики или особенностей маркетплейсов.

Также составили список рекомендаций, которые помогут навести порядок в учете и дальше стабильно развиваться:

Результаты

Финзразбор показал, что выручка растет быстрее затрат — это хорошая новость. А чтобы бизнес Татьяны и дальше развивался:

  • Показали механизм управления прибылью.
  • Оценили возможности привлечения заемных средств.
  • Систематизировали данные за прошлые периоды.
  • Разработали карту действий на ближайшее время.

Всё это позволит  управлять затратами, видеть реальную финансовую картину и планировать будущее. Но это только начало — встретимся с Татьяной после Нового года и обсудим, что удалось сделать и какие результаты достигнуты. 

Тоже хотите навести порядок в финансах и наметить путь развития бизнеса? Мы поможем! Пишите на почту support@adesk.ru с текстом «Хочу разбор» и узнайте, как оптимизировать расходы, найти точки для роста и получать больше прибыли.

А кто хочет оценить все достоинства платьев от Cosmosqueen — ловите   промокод Adeskcosmo!