Прямые расходы

Прямые расходы – это деньги, которые тратит компания на производство товара или услуги. Они прямо относятся конкретному продукту. Не будет расхода – не будет и результата. 

Система такая: берем какой-то расход → смотрим, что будет с продуктом, если этот расход убрать → делаем выводы. 

Вы продаете мыло ручной работы и закупаете у поставщика мыльную основу. Если основу не покупать, то скоро ваши запасы закончатся и производить мыло будет не из чего. Мыльная основа – это прямые расходы на производство. 

Есть несколько категорий затрат, которые чаще всего относятся именно к прямым издержкам:

  • Расходы за закуп сырья, материалов, комплектующих, которые необходимы для производства товаров или услуг. 
  • Расходы на зарплаты сотрудников, которые занимаются непосредственным производством товаров или услуг. 
  • Расходы на ремонт и обслуживание техники, задействованной в процессе производства. 
  • Вспомогательные затраты, например, упаковка или доставка товара до покупателя. 

Компания занимается возведением каркасных домов под ключ. Прямыми расходами тут могут быть:

  • Стоимость материалов, необходимых для постройки дома – древесины, крепежных деталей, пароизоляции, утеплителя. 
  • Заработная плата работников, которые выполняли строительные работы. 
  • Оплата по договору от субподрядчиков – тех, кто прокладывал проводку, например, или производил чистовую отделку помещений. 
  • Аренда строительной техники – крана, бульдозера, манипулятора, погрузчика. 

Косвенные расходы

Косвенные расходы – это затраты компании, которые связаны с товаром или услугой, но не влияют на их непосредственное производство. 

Для определения косвенных расходов можно использовать ту же методику, что и для прямых: берем расход → смотрим, что будет с товаром или услугой без этого расхода → определяем, относится ли он к косвенным. 

Веб-студия оказывает услуги по разработке сайтов под ключ. Работу выполняют дизайнер, копирайтер, верстальщик и seo-специалист. Клиентов ищут через рекламу в РСЯ, которую настраивает PPC-маркетолог. Если из этой связки убрать сотрудников, собирающих сайт – результата не будет, поэтому относим их зарплату к прямым расходам услуги. А если убрать маркетолога – это не помешает делать сайты. Да, заказчиков у студии станет меньше, но на конечный продукт это не повлияет.

К косвенным расходам чаще всего относятся:

  • Коммунальные платежи и аренда помещений, не участвующих в создании товаров или услуг. 
  • Заработная плата персонала, не задействованного в производстве – бухгалтера, администратора, управляющего, клинера. 
  • Ремонт и обслуживание оборудования, не участвующего в производстве. 
  • Расходы на маркетинг, а также на сотрудников, которые настраивают рекламу.

Вернемся к нашему примеру со строительной компанией, для которой мы определили прямые расходы. Косвенные расходы услуги по строительству каркасных домов:

  • Зарплата управленческого и административного персонала. 
  • Содержание офиса – аренда, вода для кулера, кофе и коммунальные платежи. 
  • Затраты на рекламу, а также на содержание маркетолога и дизайнера баннеров. 

Читайте также: Что такое постоянные и переменные издержки и как их считать

Что еще нужно знать про прямые и косвенные расходы

В бухгалтерском учете четко обозначены правила отнесения расходов к прямым или косвенным – там нужно документально подтвердить, что те или иные траты, например, непосредственно относятся к результату работы. 

В управленческом учете строгих правил нет, и это его главная прелесть: вы сами решаете, как делить прямые и косвенные расходы. Достаточно руководствоваться здравым смыслом. Главное, чтобы это помогало вам принимать верные решения и смотреть на финансовое состояние компании под разными углами. Ну и выработать какой-то регламент тоже не помешает, чтобы не было ситуаций, когда вы считаете рекламу прямыми расходами, а другой сотрудник косвенными. 

И обязательно учитывайте специфику бизнеса: в разных компаниях одни и те же расходы могут разительно отличаться. Например, в компании, оказывающей курьерские услуги, бензин будет прямым расходом – он относится непосредственно к услуге. А где-нибудь на заводе по производству воздушных шаров – косвенным, так как не влияет создание продукции.