Для чего нужен анализ поставщиков

Анализ поставщиков — это изучение и оценки условий, которые предлагают разные компании. Условиями могут быть качество товаров или услуг, надежность, ценовая политика и другие. 

Бизнесу нужен такой анализ, если он хочет:

  • проанализировать условия сотрудничества с текущими партнерами или найти новых;
  • получить выгодные условия для работы с поставщиками, обеспечить стабильные поставки;
  • сохранить репутацию компании, которая не теряет качество продукции и не срывает сроки из-за задержек в доставке сырья.

Как проводится анализ поставщиков

Сначала решите, кто будет проводить анализ — собственные специалисты или привлеченные. Свои лучше знают потребности бизнеса, а у экспертов со стороны может быть больше опыта.  

Во время анализа можно столкнуться с проблемой оценки каких-то критериев, например, легкости коммуникации: один менеджер нашел контакт с поставщиком, а другой ни один вопрос решить не может. В таком случае рекомендуется обсудить с коллегами разные мнения и поспрашивать экспертов из других компаний.

Выбор критериев оценки

Перед анализом поставщиков определите, по каким критериям будете проводить оценку, что важно для вашей компании и того запроса, под который вы выбираете поставщика. 

Когда определились с критериями, можно приступать к сбору и анализу данных:

  • изучите рынок и узнайте какие компании продают то, что вам нужно; 
  • соберите данные по критериям, которые определили на предыдущем этапе;
  • найдите информацию о поставщиках конкурентов;
  • запросите отзывы других клиентов о работе с этой фирмой;
  • проверьте документы на продукцию;
  • посмотрите открытую информацию о состоятельности поставщика, его финансовые отчеты, долговые обязательства;
  • выясните, как выстроена логистика в компании.

Например, изготовитель мягкой мебели планирует запустить в производство новое кресло и выбирает поставщика ткани из пяти кандидатов. С тремя из них он уже работал, а двое — недавно появились на рынке.

Для анализа выбрали пять критериев: 

Сравнительная таблица поставщиков ткани
Так может выглядеть сравнительная таблица поставщиков для изготовителя мягкой мебели

Методы проведения анализа поставщиков

Для анализа поставщиков используют разные подходы:

Метод взвешенных оценок помогает подбирать компанию с учетом значимости разных критериев. 

Метод оценки затрат заключается в расчете возможных издержек (перевозка, хранение, переработка).

Метод доминирующих характеристик предполагает выбор поставщика по самому важному параметру, например, цене.

Вернемся к нашему примеру с компанией по изготовлению мебели. Для анализа поставщиков она использует метод доминирующих характеристик и оценивает ассортимент и стоимость. 

Сравнительная таблица поставщиков 
 Фирма 1 и Фирма 3 подходят больше, так как предлагают самые выгодные условия с точки зрения цены и ассортимента 

Для анализа поставщиков также можно использовать метод ABC и XYZ, когда каждому критерию ставят оценку, например, от 1 до 10. Затем суммируют все баллы и делят на максимально возможный результат. Так рассчитывают процентный показатель и на основании него выбирают поставщиков.

Читайте также: ABC и XYZ анализ ассортимента: выделяем прибыльные товары

Как использовать результаты анализа поставщиков 

По итогам анализа поставщиков бизнес может получить сразу несколько вариантов для сотрудничества. Это позволит избежать проблем, если один партнер не справится с работой. Также результаты анализа покажут возможные риски и слабые стороны поставщиков, что даст возможность заранее подготовиться к ним. 

После того как вы определились с компаниями, обсудите с ними условия сотрудничества, систему контроля за поставляемой продукцией или услугами. А чтобы оперативно реагировать на изменения рынка и снизить риски ухудшения условий поставок, периодически повторяйте анализ.