Для чего нужен анализ поставщиков
Бизнесу нужен такой анализ, если он хочет:
- проанализировать условия сотрудничества с текущими партнерами или найти новых;
- получить выгодные условия для работы с поставщиками, обеспечить стабильные поставки;
- сохранить репутацию компании, которая не теряет качество продукции и не срывает сроки из-за задержек в доставке сырья.
Как проводится анализ поставщиков
Сначала решите, кто будет проводить анализ — собственные специалисты или привлеченные. Свои лучше знают потребности бизнеса, а у экспертов со стороны может быть больше опыта.
Во время анализа можно столкнуться с проблемой оценки каких-то критериев, например, легкости коммуникации: один менеджер нашел контакт с поставщиком, а другой ни один вопрос решить не может. В таком случае рекомендуется обсудить с коллегами разные мнения и поспрашивать экспертов из других компаний.
Выбор критериев оценки
Перед анализом поставщиков определите, по каким критериям будете проводить оценку, что важно для вашей компании и того запроса, под который вы выбираете поставщика.
Когда определились с критериями, можно приступать к сбору и анализу данных:
- изучите рынок и узнайте какие компании продают то, что вам нужно;
- соберите данные по критериям, которые определили на предыдущем этапе;
- найдите информацию о поставщиках конкурентов;
- запросите отзывы других клиентов о работе с этой фирмой;
- проверьте документы на продукцию;
- посмотрите открытую информацию о состоятельности поставщика, его финансовые отчеты, долговые обязательства;
- выясните, как выстроена логистика в компании.
Например, изготовитель мягкой мебели планирует запустить в производство новое кресло и выбирает поставщика ткани из пяти кандидатов. С тремя из них он уже работал, а двое — недавно появились на рынке.
Для анализа выбрали пять критериев:
Методы проведения анализа поставщиков
Для анализа поставщиков используют разные подходы:
Метод взвешенных оценок помогает подбирать компанию с учетом значимости разных критериев.
Метод оценки затрат заключается в расчете возможных издержек (перевозка, хранение, переработка).
Метод доминирующих характеристик предполагает выбор поставщика по самому важному параметру, например, цене.
Вернемся к нашему примеру с компанией по изготовлению мебели. Для анализа поставщиков она использует метод доминирующих характеристик и оценивает ассортимент и стоимость.
Для анализа поставщиков также можно использовать метод ABC и XYZ, когда каждому критерию ставят оценку, например, от 1 до 10. Затем суммируют все баллы и делят на максимально возможный результат. Так рассчитывают процентный показатель и на основании него выбирают поставщиков.
Читайте также: ABC и XYZ анализ ассортимента: выделяем прибыльные товары
Как использовать результаты анализа поставщиков
По итогам анализа поставщиков бизнес может получить сразу несколько вариантов для сотрудничества. Это позволит избежать проблем, если один партнер не справится с работой. Также результаты анализа покажут возможные риски и слабые стороны поставщиков, что даст возможность заранее подготовиться к ним.
После того как вы определились с компаниями, обсудите с ними условия сотрудничества, систему контроля за поставляемой продукцией или услугами. А чтобы оперативно реагировать на изменения рынка и снизить риски ухудшения условий поставок, периодически повторяйте анализ.