Business development — что это и кому это нужно

Business development с англ. «развитие бизнеса» или просто биздев — процессы, направленные на подготовку компании к росту и реализации новых возможностей с точки зрения клиентов, рынков и отношений. 

В России термин «бизнес девелопмент» появился относительно недавно, да и за рубежом его стали использовать лишь в 2010-х. Вместе с биздевом, как процессом, появилась и новая профессия — бизнес-девелопер. Ближайшие адекватный русскоязычный синоним — директор или менеджер по развитию, то есть человек, который в самом широком смысле готовит компанию к росту, поддерживает и реализует эти изменения.

Business development будет полезен любой компании: от небольшой сети кофеен до крупного производства мирового масштаба, ведь расти и развиваться нужно всем. Биздев поможет повысить устойчивость компании, увеличить ее доходность, сократить издержки, освоить новые рынки и аудитории. 

Какие задачи решает business development

Биздев — это про разнообразие, поэтому находить закономерности и пути развития бизнес-девелопер может в разных частях предприятия. Это могут быть и продажи, и маркетинг, и взаимоотношения с партнерами. Список задач тоже плавающий — он зависит от компании, ее структуры, истории развития и целей.  

Например, в некоторых компаниях одной из ключевых задач биздева будет регулярное пополнение ассортимента, а в других приоритетом станет выстраивание партнерских отношений. 

Но если говорить глобально, есть 3 основных задачи бизнес-развития:

  • Развитие компании и увеличение ее выручки, прибыли. Добиваться этого можно разными путями: через освоение новых ниш, привлечение дополнительных инвестиций, изменения внутри компании. 
  • Поиск неохваченных возможностей. Биздев поможет увидеть, какие пути развития сейчас не используются. Например, в рамках этой задачи может быть проведен анализ целевой аудитории с последующим расширением клиентской базы , найдены новые рынки для сбыта товара или новые каналы для продажи услуг.
  • Закрепление позиций на рынке. Это и выстраивание долгосрочных взаимоотношений с партнерами, и повышение лояльности потребителей, и налаживание сбыта. В общем, всё, что поможет компании стабилизироваться и стать устойчивой к внешним колебаниям, например, пандемии или кризису. 

В списке задач могут появиться и другие, но все они будут направлены на достижение глобальных целей: развитие, рост, укрепление. 

Как ставить и достигать финансовые цели рассказываем на нашем курсе по управленческому учету — присоединяйтесь, чтобы эффективно управлять деньгами бизнеса. 

Этапы business development

Как и в случае с задачами, этапы business development могут меняться в зависимости от ниши, в которой работает компания, ее потребностей, целей. Например, если приоритетом для конкретного бизнеса будет укрепление позиций на рынке, все этапы будут направлены на установление крепких связей с партнерами и налаживание сбыта. А если цель компании увеличить прибыль, то и шаги будут совершенно другими: работа с аудиторией и ее лояльностью, выход на новые рынки, подключение нового сегмента потребителей.

Читайте также: Выход на новые рынки: как действовать, чтобы не прогореть 

В общих чертах биздев может выглядеть так:

  1. Постановка целей. Если у компании есть трудности — можно отталкиваться от них (например, падает выручка и важно ее повысить). Если острых проблем нет, обратитесь к долгосрочным планам и ориентируйтесь на них. Обратите внимание, что цели могут быть финансовыми — рост выручки, например, и нефинансовыми — работа с позиционированием, нетворкинг.
  2. Проведение SWOT-анализа. Он нужен, чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия и его положение на рынке. Этот анализ поможет наметить адекватные пути развития с учетом преимуществ и недостатков. 
  3. Планирование мероприятий. Исходя из целей business development составляется сценарий: что и как будет реализовано, какие инструменты будут использоваться, в каких частях компании планируются изменения. 
  4. Реализация и контроль. Мониторинг мероприятий, их поддержка и контроль, а также корректировка стратегии, если ожидания не оправдываются. 

Проводить биздев может кто-то из сотрудников компании, но лучше, если это будет отдельный специалист или даже целый отдел. Крупному бизнесу имеет смысл взять в штат бизнес-девелопера, а малому и среднему можно привлекать такого специалиста по необходимости. 

Почему важно использовать данный подход в развитии бизнеса

Если аргумента «чтобы растить компанию и зарабатывать больше» недостаточно, ловите еще несколько причин использовать подход bizdev:

  • Снижение рисков. Всесторонний аудит бизнеса позволит иметь адекватное представление о текущем состоянии компании и ее возможностях — тогда и фактические шаги будут более обоснованными. Это поможет избежать ситуаций, когда в голове развитие идет семимильными шагами, а на практике организация топчется на месте, потому что не хватает ресурсов. 
  • Раскрытие потенциала компании. Биздев предусматривает индивидуальный подход и развитие по тому сценарию, который актуален для конкретного предприятия. То есть вы сможете развивать свой бизнес в том направлении, в котором с большей вероятностью достигнете успеха. 
Рядом с крупным ВУЗом работает кондитерская, которую посещают студенты. Приходят они чаще всего утром перед парами или в обед. В остальные часы в заведении пусто.

Исправить это можно двумя путями:

1. Стимулировать студентов заходить чаще — давать скидку при предъявлении студенческого или дарить кофе за пятерку в зачетке. 

2. Освоить новый рынок — например, запустить рекламу на работников ближайшего бизнес-центра и ввести в меню бизнес-ланчи.

Какой вариант выгоднее и перспективнее? — ответы на такие вопросы и помогает найти грамотный биздев. 

Биздев сэкономит ваши нервы, деньги и время. Вы сможете в относительно короткие сроки найти слабые места, проработать процессы внутри компании, стать стабильнее и успешнее, заручиться поддержкой партнеров, получить доступ к новым возможностям и вкладываться только в те направления, где есть потенциал.