Минимум отчетности, автоматический расчет налогов, никаких страховых взносов – мечта? Нет, новая система налогообложения. Рассказываем, как устроена АУСН и действительно ли она упростит жизнь предпринимателей.
Что такое АУСН
Автоматизированная упрощенка похожа на классическую, но с некоторыми изменениями:
- Отменены страховые взносы.
- Предприниматель освобождается от большей части отчетности, в том числе от подачи налоговой декларации и ряда отчетов за сотрудников.
- Считать налоги тоже не нужно – налоговая сама все рассчитает и сообщит, какую сумму нужно внести в бюджет.
Чтобы автоматизация работала корректно, все финансовые операции должны проводиться безналично: через расчетный счет в банке или с помощью онлайн-кассы. Это касается взаимодействия и с партнерами, и с клиентами, и с сотрудниками.
АУСН запустили в качестве эксперимента в ограниченном числе регионов – также было с самозанятостью. Площадкой для тестирования стали Москва и МО, Калужская область и Татарстан.
С июля 2022 года присоединиться к тестированию могли только новые предприниматели, зарегистрировавшие свой бизнес в одном из четырех субъектов. С 1 января 2023 года опробовать режим смогут и действующие компании, но только из тех же регионов.
Когда на АУСН смогут перейти компании и предприниматели из других областей, пока неизвестно. Окончание эксперимента запланировано на 2027 год, но если спецрежим хорошо себя проявит, не исключено, что по всей стране он распространится раньше.
Плюсы и минусы АУСН
Если вы подумали, что все в этой системе идеально – увы. Автоматизированная система налогообложения имеет ряд весомых плюсов, но и без минусов тут тоже не обошлось.
Сначала обозначим преимущества АУСН:
- Предприниматель освобождается от уплаты взносов за себя. Ни фиксированные, ни дополнительные платежи вносить не нужно. Но если хочется – можно.
- Отчетности значительно меньше. Особенно это оценят предприниматели с сотрудниками, которым теперь нужно будет считать НДФЛ, сдавать СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и РСВ. Ну и ранее уже упомянутая декларация тоже не нужна.
- Нет страховых взносов за сотрудников. Сохранился только взнос на травматизм, но теперь он фиксированный – 2 217 рублей в год за всех сотрудников.
- Финансовые данные в одном месте. Финансовые операции будут отображаться в личном кабинете на сайте налоговой, а также в специальном приложении выбранного банка. Можно будет не запрашивать данные о движении денег и информацию по налогам у бухгалтера.
Теперь к недостаткам автоматизации:
- Пространство для маневра сокращается. «Слететь» с АУСН проще, чем с обычной упрощенки, так как все данные передаются автоматически. К примеру, не получится, как раньше, заплатить НДС и сохранить спецрежим – с роботизированной системой вряд ли получится договориться.
- Налоговая ставка выше, чем на классической УСН. Так, на АУСН «Доходы» ставка составляет 8% против обычных 6%, а на АУСН «Доходы минус расходы» – 20% вместо 15%.
Для удобства собрали ключевые отличия АУСН от УСН в таблице(с учетом изменений на 2023 год):

Как будет считаться налог на АУСН
Как и классическая УСН, автоматизированная упрощенка позволяет выбрать объект налогообложения – «Доходы» или «Доходы минус расходы», то есть платить налоги со всех поступлений или сначала вычитать из них затраты.
При выборе «Доходы минус расходы» учитывайте, что есть список запрещенных категорий трат – он внесен в Федеральный закон №17-ФЗ п. 2 ст. 6. Например, в расходы нельзя будет включить оплату проезда до работы на общественном транспорте или путевки в санаторий для бухгалтера. И не забывайте про первичную документацию – чеки, квитанции, счета. Их может запросить налоговая для подтверждения расходов.
Для объекта «Доходы минус расходы» также предусмотрен минимальный налог в размере 3% от суммы всех поступлений. Выплачивать его придется, даже если по итогам года бизнес сработал в ноль или ушел в минус.
Выгодно ли предпринимателю переходить на АУСН или классическая упрощенка все же лучше? Верного ответа на этот вопрос нет – все зависит от конкретного бизнеса и его показателей.

Из примера в таблице видно, что если вы ИП без сотрудников и зарабатываете в год 2 миллиона рублей, вам выгоднее остаться на УСН – общая сумма взносов тут ниже на 40 тысяч.
А вот как изменится ситуация, если к ИП из примера выше добавить 3 сотрудников с зарплатой 30 000 рублей:

Но наш пример не правило – необязательно АУСН будет выгодна для ИП с сотрудниками, как и классическая упрощенка не всегда хороша для предпринимателя без работников. Перед тем как перейти на АУСН, проведите приблизительные расчеты, например, по результатам прошлого года – это будет наглядным ориентиром.
Кто может перейти на АУСН в 2023
АУСН анонсирована как спецрежим для небольших предприятий, поэтому есть весомые ограничения по сумме дохода, числу сотрудников и структуре компании.
Перейти на АУСН смогут индивидуальные предприниматели и юрлица:
- Зарегистрированные в регионах проведения эксперимента. При этом вести деятельность можно в другом субъекте РФ.
- У которых не больше 5 сотрудников в штате и все они налоговые резиденты РФ, а доход компании в год не больше 60 млн.
- Без филиалов и подразделений, работающих обособленно.
- Ведущие все расчеты, в том числе с сотрудниками, через один из банков-партнеров. Сейчас в списке 8 организаций, в том числе Тинькофф Банк, ВТБ и Альфа-Банк.
Ограничения по сфере деятельности тоже есть – они в АУСН перекочевали из УСН. Протестировать налоговый режим не смогут микрофинансовые организации, ломбарды, нотариусы. Посмотреть полный список можно тут.
Как перейти на АУСН
Чтобы перейти на новый налоговый режим в 2024 году, уведомить налоговую о переходе на АУСН нужно до 31 декабря 2023. Сделать это можно онлайн – через кабинет налогоплательщика.
Если вы только планируете зарегистрироваться, как ИП или ЮЛ, подайте уведомление о переходе на АУСН вместе с заявлением или в течение 30 дней со дня регистрации.